Добрый день!

Я на форуме первый раз, поэтоуму если что не так , прошу скорректировать. Проблема у меня такая:

Есть подозрение, что у нас логист берет откаты за перевозку грузов до покупателя. Транспортную компанию логисту передали. Почему возникли подозрения: как правило это муторная работа всегда была искать машину,  а тут прямо радость, торопливость от того, что есть грузы на данное направление (без подробностей). Понимаю, что основываюсь только на эмоциях, но хорошо знаю человека, его мотивы, отсюда и выводы. На самом деле транспортная хорошая, по ценам в основном лучшие. Но просто если здесь такая ситуация, то это быстро разрастется на остальные направления и товары, люди ведь на деньги жадные((  Подскажите пожалуйста, как можно проверить, так это на самом деле или нет?? Аналитику по ценам сделать сложно (но попробую), хороший был бы вариант поговорить с директором транспортной, но ведь не сознаются же, наверное…или возможно есть методы общения на такую тему?  Может у кого был подобный случай? 

 

#Менеджмент #Управление_персоналом

Комментарии (87)

Вашей целью должно быть не выяснение, берет логист откат или нет, а перевозки по минимальным ценам.

Для этого вам нужно выстроить систему мотивации, при которой логист будет получать бонус от экономии. 

В этом случае он будет получать дополнительный доход, но не в виде отката, а в виде бонуса за хорошо выполненную работу.

Если логист перевозит по минимальным ценам и при этом умудряется получать откат — это хороший переговорщик и нужно подумать, как направить его талант в конструктивное русло.

Но если у вас нет желания в это вникать, просто проводите каждые пол-года тендер на перевозки и фиксируйте цены в Договоре с транспортными компаниями. Тендер может проводить независимое лицо — например Вы.

 

Здравствуйте! Согласна с Василием Шебуковым, что надо ориентироваться на цели и возможность откатов предупреждать. 

Что сделать для предупреждения возможности возникновения откатов:

  1. Со всеми поставщиками подписывать отдельное соглашение (можно внести в договор) об этической стороне закупок
  2. Разработать этический кодекс компании и внести пункт в должностную инструкцию/трудовой договор, который работники должны подписать
  3. Регулярно проводить мониторинг рынка по ценам и сравнивать договорные цены с рыночными
  4. Внедрить конкурентные закупки и выбирать поставщика на конкурсной основе
  5. Изменить структуру заработной платы, куда внести KPI по минимальным ценам
  6. С постоянными поставщиками периодически проводить встречи на уровне руководства, в том числе, по вопросам откатов

Что касается текущей ситуации, то сравнить цены с рыночными, сверить с предложениями других поставщиков. Если присутствует явная переплата, то проговорить с сотрудником причины, выяснить, почему он работает именно с данным поставщиком и т.п. Ведь эмоции могут быть связаны с тем, что он влюбился в девушку-диспетчера? )))

 

 

 

 

Я так понимаю, задача в том, что очень хочется снова «муторно искать машины» и не иметь «лучшие цены»?

Встречный вопрос, а что Вам мешало наладить работу без него?

 

Совет могу дать. Откат ловится на решениях, принимаемых не в пользу компании, в которой человек работает.

Если таковых решений нет — работайте над своей квалификацией и платите профессионалам, которые умеют работать лучше Вас.

Работа с этой компанией уже была налажена без него, то есть до него, не был разработан контроль.. соответственно есть опасения, что отлаженная схема работы может скорректироваться процентом и т.п.
«Откат ловится на решениях, принимаемых не в пользу компании» — даже если предложение самое выгодное, но за него платится откат, то это как минимум не этично, у нас маленькая компания семейного типа и такие ситуации недопустимы. Ну и сложно мониторить каждую ситуацию, хочется переговорить с транспортной, чтобы один раз пресекли попытки, если они были и чтобы у сотрудника не было настроя на работу «на откатах»
Знаю, что можно добиваться минимальных цен и при этом получать поощрения, но, может в крупных компаниях это в общей цифре нормально или даже положительный результат работы, то у нас это как «ребенок отдает не всю сдачу с покупок родителям».

Ну, то есть, если вам нужно отпроситься по семейным обстоятельствам и уйти раньше с работы домой, то вы будете писать заявление о том, что вы уходите за свой счет?

Иначе-то «ребенок отдает не всю сдачу с покупок родителям». Одного поля ягоды.

В случае, если сторонняя компания поощряет вашего сотрудника, то не всегда эти ягоды ваши и пришли бы к вам, а не к нему (случай с рекламным бюджетом). А в другом случае, если у вас была бы система мотивации соответствующая, то платили бы вы премию своему сотруднику «из своих ягод», может быть в сумме даже гораздо больше, чем он с шифром и азартом срубит в другом месте))) а затраты на систему контроля? Наверное, больше чем тысяча рублей уж точно. Может имеет смысл взвесить эти альтернативы?

У вас к этому человеку личная неприязнь, основание конкретно в вашей фразе: «основываюсь только на эмоциях, но хорошо знаю человека, его мотивы, отсюда и выводы»
С таким подходом вы можете без отката нанести ущерб компании больше, чем человек с откатом, основание конкретно в вашей фразе: «На самом деле транспортная хорошая, по ценам в основном лучшие»

По фразе «люди ведь на деньги жадные» опасаюсь даже спрашивать на чем она основана у руководителя отдела продаж)))

Скажите честно, вы завидуете тому, что он может выкрутить какие-то деньги еще и на стороне?

Я тут по этой конкретно ситуации никакой проблемы не вижу, кроме личной неприязни, если честно. Если качество работы устраивает, так радуйтесь что человек сам себе премию нашел за счет другой компании))) Вам же экономию тем самым принес)))

 

«По фразе «люди ведь на деньги жадные» опасаюсь даже спрашивать на чем она основана у руководителя отдела продаж)))»  — основано это на том, что самой приходится работать с «откатчиками», разрабатывать схемы поощрения и т.п. Ну и логист сидел на продажах изначально, поэтому прекрасно знает что и как првернуть..
По поводу зависти, не кому не завидую,т.к. мое финансовое положение меня вполне устраивает. Так понимаю, что у многих сложилось мнение, что я тут просто кого-то недолюбливаю или завидую и т.п. Объясню, может кто-то попытается понять, кто-то останется при своем мнении: изначально я сама сидела на логистике, нянчилась за цены с транспортниками, закупом и т.п., если бы хотела сама «выкручивать деньги на стороне», как говорит Андрей, то просто не согласилась бы на повышение.. Я с нуля создала схемы в работе с транспортниками и поставщиками в нашей компании, но методы контроля не разрабатывала, для себя что-ли их разрабатывать.. сейчас я развиваю отдел продаж, но контроль за «логистикой» остался на мне (с упоминанием, что я должна и «откатничество» пресекать).. Очень сложно работать в двух направлениях.. когда мало людей в подчинении, ты видишь, кто как работает, все ситуации проговариваешь, но постепенно с ростом дел, многое упускается из виду(( я уже очень много вложила в компанию, у нас хорошие учредители, по-моему самые человечные из всех, кого встречала, хороший коллектив, в общем, компания семейного типа, и чисто этически, даже если компания не несет финансового ущерба, не хочу, чтобы кто-то работал «на стороне».. я вижу, как работают «откатчики», они к этому привыкают и начинает это распространятся на всё.. По поводу «необоснованности», была перевозка с необоснованной ценой, но буквально в тысячу рублей из тридцати, но тогда не стала раздувать что-либо.. Конкретно к сотруднику нет никакой личной неприязни, поэтому хочется удостовериться, что это либо не так и подозрения необоснованны, а если и так, то решить это каким-то способом типа переговоров с трансп. компанией а не через учредителей, и чтобы у человека просто не было больше желания это делать, так как в остальном сотрудник очень даже устраивает..

не хочу, чтобы кто-то работал «на стороне» — типичное заблуждение. Самая распространенная мотивация сотрудников — это работа на себя лично, насколько в рамках компании — это работа идеологической и мотивационной составляющей. Рассмотрите, к примеру, свои личные мотивы и сравните их с «основано это на том, что самой приходится работать с «откатчиками», разрабатывать схемы поощрения».Выявите какие способы мотивации подействовали конкретно на вас, какие на тех сотрудников, которых вы бы поставили в пример. А вот «не хочу, чтобы кто-то работал «на стороне» иногда переходит в «я тебя купил с потрохами» (это я уже не про вашу ситуацию, а про вообще, что очень распространено). Работодатель желает подешевле купить раба, а сотрудник хочет поменьше напрягаться — побольше получать дохода. Это такая игра с обоих сторон, решение должно быть из области win-win. Хотя реально хочу заметить, что в России большие проблемы с производительностью труда, потому что основная масса работать вообще не хочет. Как бы так устроить всё, чтобы ничего не делать и при этом ни в чем не нуждаться — эта мысль приходит в голову даже владельцам бизнеса)))

«По поводу «необоснованности», была перевозка с необоснованной ценой, но буквально в тысячу рублей» — подозрение в откатах за косарь))) Оригинально)))
«хочется удостовериться, что это либо не так и подозрения необоснованны, а если и так, то решить это каким-то способом типа переговоров с трансп. компанией а не через учредителей» — я бы рекомендовал сделать так, поговорить с транспортниками (с нач отдела каким-нибудь или выше, но не ниже, на тех уровнях мафиозный сговор))) и сказать, что мы с вами так и так работать будем, поэтому Васе откатов больше можно не давать)))
Или, если хочется поиграть в шпиона, то зайдите к ним и скажите: с этого дня откат будете закидывать мне и если они согласятся, то раскручивайте их дальше на предмет компромата на вашего товарища)))

Хотя, если в этой транспортной компании работает реальный хороший знакомый вашего фигуранта, то ничего у вас не выйдет, потому что необходимая идеологическая составляющая работает там.

 

И, кстати, недавно наблюдал как один очень серьезный гражданин сказал другому серьезному гражданину на переговорах, что его сотрудник за откат продвигал услуги конкурента этого гражданина (ну и естественно без предъявления подтверждений), поэтому по логике гражданина нужно работать с честной компанией, то есть, с ним)))

Хочу заметить, что лично я расценил такое поведение как элементарное свинство, так как у руководителя голословно обвиненного сотрудника останется осадок даже «если ложки нашлись». Это как раз к вопросу подозрений за косарь.

 

 

Андрей, спасибо за коммент, есть над чем задуматься..
За «косарь» никого не подозреваю, привела неудачный пример, надо было не приводить)) это так , математика, учили наставники, что типа если где-то видишь лишние 3-5%, которые повторяются систематически, то задумайся.. ошибка в том, что увидела это раз, а не систематически, в общем, «из мухи слона»
Еще раз спасибо за дискуссию, с Вашей помощью посмотрела на ситуацию с других сторон, очень много полезных выводов для себя..
Ну а с этой ситуацией, думаю, при удобном случае поговорить с транспортной, но без конкретики, просто попробовать дать понять, что мы и так всем довольны, чисто профилактически.. ну а для себя, просто с каким-то интервалом мониторить цены, чтобы компания не несла ущерб, а не зацикливаться на необоснованных вещах, заняться так-то есть чем, реально немного понесло не в ту сторону..

Наталья, извиняюсь.

Ни один из 6 пунктов не поможет в борьбе с откатами)))

Пункты 1-2 и 6 — это вообще что-то типа джентльменских соглашений, то есть, согласились и забыли. Сложно определить нарушение, сложно применить ответственность.

Пункт 3 — наверное проводить его будут те же люди, которые и откаты могут получить))) Или нужно задваивать функции?

Пункт 4 — про тендеры, где все претенденты «заряженные» не слышали?

Пункт 5))) А кто будет минимальные цены-то определять? Тот кто откат получает или кто-то будет функции дублировать и, тем самым, выставлять компанию на деньги?

 

В общем, порадуются откатчики с этих рекомендаций))) Еще будут говорить: «Что вы! У нас же кодекс этики! Это абсолютно невозможно!»

Соглашусь с Андреем, предложенные меры не спасут. KPI вообще отдельная тема, с одной фуры логист может получить денег больше чем любой KPI.

Косвенным подтверждением могуть быть действительно решения не в пользу компании. И то если логист полный профан. Явно не то, что работа длается в радость и торопливо))) У  нас пока только за танцы 15 суток дают, за оптимизм еще не начинали)))

Есть множество технологий расчета себестоимости перевозки.
И доя этого не надо быть «гением»
Рассчитайте сами параметры себестоимости перевозки.
Потом задайте уточняющие вопросы сотруднику перевозчика, что бы определить уровень затрат. И вы получите себестоимость с осень высокой степенью точности.
Ну, а дальше, решайте сами.

Добрый день, уважаемые дамы и господа. От лица транспортников могу сказать следующее, во-первых откат логисту в основном идет не за шикарную ставку на перевозку, а за монополию на грузопоток, во-вторых, потери на откатах, несоизмеримы со срывами загрузок и недобросовестным исполнением перевозчиками своих обязатльств, ну и в-третьих, люди работающие с откатом, гораздо тщательнее подходят к вопросу контроля своей перевозки, они более мативированы на лучший результат и исход. Не вижу никакой проблемы и смысла «сносить башку с плеч» откатнику, лишь за его энтузиазм. 

Михаил, добрый день!
Полностью согласна со сказанным Вами, но транспортная может и так прекрасно работать без откатов и работала до этого..
«Башку с плеч» никто конечно сносить не собирается, возможно, что и опасения не оправдаются, просто если это так, то хочется направить сотрудника в нужное русло, но без скандалов и наказаний, а через отрицательный ответ на просьбу об откатах от самой транспортной..
Поэтому и спрашиваю совета, может у кого был опыт подобных переговоров или ситуаций в целом..

Кстати, если в коммерческом подразделении есть мотивация как процент от продаж, а сидит в офисе продажник, никого не трогает, и тут ему звонит клиент и кричит «хочу у вас купить!», то он должен получить за этого клиента процент? 

Процент с продаж можно назвать откатом или нет?

Вопрос не простой, смотря с какой позиции посмотреть. Если глянуть с одной стороны — то у нас всё вокруг в откатах. С другой стороны — просто особенности бизнеса, причем не только российского.

Главное, что рассуждать можно на эту тему сколько угодно, однако же, как уже звучало здесь, истина в ключевом вопросе: приносит ли это конкретный вред компании или нет.

Потому что придет другой сотрудник вместо этого и будет приносить конкретный убыток, абсолютно честно и без задней мысли накосячив, как, например, в случае с фурой пива в Омске http://www.postsovet.ru/blog/russia/562604.html
Наверное, искали тоже минимальные цены)))

Семейная компания, не семейная, разницы нет: есть доход и есть расход. Если всё устраивает, то «у детей не просят вернуть сдачу» (многие родители так делают, кстати), если не устраивает, то это скорее всего из другой области.

Не согласен с Алексем. «Откат» возникает там, где нет «здоровой» конкуренции, там где привыкли «откатывать».

Есть множестов примеров, где невозможно «откатить», а все попытки заканчиваются крайне жестким разрывом отношений. 

Без учета моральности и аморальности данного действия - это просто социальная норма того или иного общества и человека в этом обществе. Где то можно, а где то нет. И тут все зависит от КОМПАНИИ и от её руководителя. 

 

 

Андрей, вопрос что понимать под словом откат. Вот, например, вы — владелец предприятия, собираетесь заключить контракт с конкретным клиентом, и таких как вы еще 100 человек и ни у одного из вас нет преимуществ (имеется в виду по цене, качеству и т.д.) друг перед другом. У вас есть рекламный бюджет и два варианта действий: вложить деньги в красивую презентацию и надеяться на то, что ни у кого из 100 ваших конкурентов не получится красивее, либо эти же деньги предложить сотруднику компании-клиента, который может повлиять на принятие решения в вашу пользу. В первом случае у вас менее акцентированное вложение денег, во втором — более акцентированное. Причем, вы живые деньги отдаете только после получения денег от клиента, либо завершения контракта (если проект). При этом, вы свою работу делаете честно и качественно, приносите клиенту реальную пользу (а не честно и не качественно, кстати, может быть вполне и без отката).

Как вы считаете, с учетом вышеуказанного мной примера — это откат? Может быть, это нездоровая конкуренция? Ок, но если это не сделаете вы, то это сделают 99 из 100 ваших конкурентов, а то и сделали уже наравне с вами. Из чего исходит — что это вполне себе здоровая конкуренция. Причем такие же расклады наблюдаются и в более здоровых обществах (если вам не нравится местное общество).

От компании и ее руководителя зависит со стороны клиента мало что (просто нет времени всем самому заниматься), со стороны руководителя подрядчика зависит многое, как я уже объяснил, при серьезной конкуренции, тем не менее, будут всегда выигрывать одни и те же, как говорится, из верхней части таблицы, и если вы с вашей компанией туда не входите, то и не войдете никогда, а будете ничем не хуже их, а где-то даже и лучше (за счет более гибкого подхода к сотрудничеству, например, только это доказывается в процессе работы конкретными действиями, а не словами в презентации). На ваш взгляд — это здоровая конкуренция?

Так вот руководитель подрядчика, если будет принципиально против, то он заведомо проиграл, либо обманывает себя, потому что откат — это не всегда тупая двухходовка, ты мне, я тебе. А, к примеру, когда выигрывает «большой» конкурент из верхней части таблицы и потом со своей маржой передает этот контракт вам (либо часть контракта, то есть, нанимает вас на субподряд). Вот тут вы со своей принципиальностью и садитесь в лужу, так как будете делать работу, возможно даже, за половину или даже четверть стоимости (такие варианты реально есть). А что же клиент — лох, спросите вы? Да нет, его имя плюс имя компании-партнера дадут ему еще и прибыль. А вы так и будете никем за четверть стоимости контракта.

Что-то стало понятнее?

 

 


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.