Добрый день, уважаемые участники клуба, коллеги!
На данное эссе меня вдохновил и недавний пост одной из участниц, Юлии Смирновой, «Про непростые решения» ( https://logist.ru/topic/89885 ), и сам Игорь Викторович Прохин, который сказал, что тем самым можно продвинуть свои идеи, а также тема презентации, которую я готовлю для одного из профильных мероприятий.
Я с большим уважением и интересом отношусь к сообществу логистов, к мероприятию «Форум Директоров по Логистике», мне приятно и интересно общаться со всеми его участниками на очных встречах, и я буду искать возможность для того, чтобы с как можно большим количеством профессионалов поделиться свой заботой о развитии отрасли профессиональных услуг 3PL, в которой я работаю уже более 20-ти лет. Подчеркну: даже не столько компании ПЭК, в которой сейчас имею честь находиться, но всей отрасли в целом.
Дело в том, что мы, «3PL-щики», в части складских услуг, работаем на очень небольшой доле рынка складского хранения и обработки. По грубым оценкам всего-то около 10%. Основную долю занимают не только пресловутые маркетплейсы и крупные ритейлеры, способные самостоятельно выстроить эффективную складскую логистику, но и многие другие грузовладельцы, упорно стремящиеся поддерживать именно inhouse-решения. Но только вот с успехами по достижению этой самой эффективности у них не всегда всё хорошо. Вообще «в группе риска» все компании, стоки которых умещаются в пределах 15 тыс. квм. , а особенно ярко это видно по тем из них, чьи складские площади находятся в пределах 5 тыс. квм. И это понятно: экспертиза и самые современные решения им порой не по карману, административный персонал порой съедает столько же средств, сколько и на складах 15.000+ квм, а масштаб не позволяет достичь той синергии, которая проявляется у грузовладельцев со стоками 100.000+ квм.
Что в результате: невысокая эффективность небольшого и среднего складского inhousе приводит к перерасходу складских площадей, персонала, средств на IT. И, да, это как минимум усугубляет ресурсный кризис в складской логистике, а то и является его основной причиной.
Почему 3PL может об этом судить? Просто потому, что по опыту взаимодействия с клиентами, решившими передать свою логистику в руки операторов мы видим, что они достигают финансовой экономии порядка 20% (в среднем, хотя разброс этой величины большой).
Вернемся к доле 3PL. Оператор может помочь сократить ресурсы и расходы, поможет сэкономить площадь. Но приток клиентов из inhouse крайне невелик. Да, он увеличился за последний год, но все же он не меняет кардинально картины. Повторю: компании 3PL «толкаются» на очень небольшой доле рынка с грузовладельцами, большая часть которых давно уже имеют опыт работы с 3PL в основном благодаря бэкграунду их сотрудников в западных компаниях, принесшими на наш рынок культуру аутсорсинга. А там, кстати, доля 3PL в разы больше: 50+%.
Почему грузовладельцы не идут в 3PL активнее ? – чато это просто плохая осведомленность, непонимание, скепсис или даже личная заинтересованность. Приведу очень показательную выдержку из эссе Юлии:
«коллегиальное решение принималось долго и мучительно, смежные коллеги всеми силами цеплялись за арендованный склад и видели только минусы в работе со складским оператором. Но решение собственником бизнеса было принято, …
Параллельно с внедрением всех необходимых изменений приходилось преодолевать сопротивление тех, кто был не согласен с данным решением и находился в постоянном ожидании малейшего отклонения от запланированного результата, чтобы начать доказывать ошибочность проекта.
но у меня, моей команды и складского оператора все получилось… Мы решили проблему дефицита складских площадей и при этом оптимизировали бюджет на складскую логистику.
Итог: информация о 3PL и его готовности помочь компаниям в условиях дефицита ресурсов не распространена широко, и не всегда корректно доносится до руководителей логистики и собственников компаний-грузовладельцев.
Я в любом случае приду на мероприятие, с удовольствием послушаю коллег, выйду на трибуну или воспользуюсь любой другой возможностью повысить уровень информированности сообщества логистов о тех возможностях, которые им может дать сотрудничество с 3PL-оператором.
До встречи на мероприятии!
благодарю за дельный комментарий.
1. да, это возможная причина. хотя
а) оператора можно пригласить в город, и можно даже пригласить его управлять на площади заказчика — это работающая схема
б) есть компании (как ПЭК) присутствующая в 350 городах Россия пусть хоть с небольшими. но складами, и имеющая возможность расширять свои мощности под нового заказчика не с нуля — можно просто обратиться с вопросом (да хоть ко мне лично:))
2. при прочих равных косты должны быть +/- одинаковыми или хотя бы сравнимыми. Если заказчик у себя на чем-то сознательно экономит — вопрос…
3. тот же комментарий, что и к п.2. многие требования заказчика может воспроизвести у себя оператор
4. это да, вопрос компетенций. в идеале описание техпроцесса внутри — уже львиная часть ТЗ. если его нет в inhouse — вопрос… и это, кстати, одна из причин сравнительно низкой эффективности.
безусловно, аутсорсинг нужно выбирать с умом. И опыт нашего привлечения клиентов с inhouse говорит от том, что приложение ума себя окупает :)
Иван Масалов Согласен,
п1. по малым городам как только появляется «ЗАТО» цена на услуги растет стремительно.
п2 заказчик экономит на ФОТ чаще всего, ну и мы все прекрасно понимаем что из этого проистекает
п4 вот тут подходим к концепции создания некого рекламной/информационной работы как раньше велась по WMS системам, этот процесс не будет быстрым, со своей стороны мне конечно проще написать ТЗ, наладить взаимодействие с подрядчиком и заниматься стратегией а не операционной работой, сдвигаем эту глыбу