На написание данного текста меня сподвигла дискуссия с Владиславом Артамоновым. Эта тема в ней была задета краешком и развития не получила. Но тема весьма и весьма интересна.
Чувствую я, что быть мне со стороны некоторых «нерукопожатым» ;), но признаюсь в страшном. Я по первому своему образованию – санитарный врач. На нонешние деньги – чиновник Роспотребнадзора.
Вот такая «позорная страница в биографии». ;D
Поварился я в этой системе очень недолго – быстро ушел в науку. И было это давно. Тем не менее, понимание некоторых принципов (особенно вкупе с последующим горьким опытом) это дало. Вот собственно по данным вопросам и хотелось поговорить.
Госаппарат во всех его формах считается жупелом нашего бизнеса. И говорят об этом много. На мой взгляд, значимость этой темы чрезмерно преувеличена. Но, тем не менее, проблема есть. В чем она состоит.
В свое время мной была сказана одна фраза. Встречных возражений я не услышал. Звучала фраза так: «Меня устраивает налоговый кодекс. Меня не устраивает налоговое администрирование…». Если говорить более общо, то можно сказать так: проблема не в законе – проблема в его исполнении. Всегда ли это так.
Правовую систему нашей страны называют иногда «социалистической». Впрочем, многие считают, что это уже не так. О тонкостях классификации можно спорить, но вряд ли удастся оспорить следующее:
1) Наши законы имеют выраженный уклон в администрирование. Они разрабатываются в первую очередь для отработки взаимодействия государства и (нужное вставить). Все отношения, которые государство не включают рассматриваются во вторую очередь, не всегда и не сразу.
2) Как следствие п.1. – система законов дефицитна. Очень много не хватает (сколько новых правил ждали?)
3) Как следствие п.2. – систему хочешь-не хочешь приходится дополнять инструкциями, регламентами, письмами и судебной практикой
4) Как следствие п.3. – система получается противоречивой уже только в силу своей сложности (автору однажды налоговый инспектор САМ советовал идти в суд и обжаловать штраф, который выписал ОН ЖЕ. Не просто советовал. С указанием на что ссылаться)
А есть еще и п.5. Печальный. Нам не нужны законы. В русском менталитете заложено стремление не закону, а к справедливости. А это далеко не одно и то же. Говорить о верховенстве закона в ситуации, когда люди свято верят, что если закон неправильный, то его можно… и того… «Богу не грешен – царю не виновен» То что не аморально — не может быть незаконным.
Dura lex sed lex – Закон суров но это закон. Мудрость расхожая. Повторяют ее часто, а вот смысл понимают редко. Обычное объяснение – закон надо соблюдать, даже если он суров. Но это неверный смысл. Римляне были первые кто пришли к пониманию СИЛЫ ЗАКОНА. Так вот смысл этой пословицы в том, что ценность закона не в том, что он суровый, мягкий, справедливый и т.д.
Ценность закона в том, что он ЕСТЬ.
Fiat justitia et pereat mundus. Пусть рухнет мир но свершится правосудие.
У нас – не так. «Увы» — говорить не буду.
Просто отмечу – первый корень зла – в том что законы мы соблюдать не любим. И не стараемся.
Но вернемся к чиновниками
Процитирую часть дискуссии с Владиславом.
ВА: Риск наезда налорга в РФии есть. Наезд может быть как «по заказу» различных структур, так и просто от жадности мелкого чиновника МНС.
АЛ: Ошибка в том, что список неисчерпывающий. Более того перечисленное — это что то из самого низа списка причин.
Так вот. К списку причин.
Первая и главная – некомпетентность. На меня обидятся – но у нас страна быстрыми темпами превращается в страну непрофессионалов. Дилетанты-чиновники, дилетанты таможенники, дилетанты предприниматели, дилетанты бухгалтера.
Невозможно чем-либо разумно управлять и что-либо контролировать, зная два с половиной закона и те – в комиксах. Образовательные учреждения (за редким исключением) свои функции не выполняют. Присутствующие здесь преподаватели могут злиться сколько угодно. Это так. Я вижу, кого вы выпускаете.
Ко мне на склад (алкогольный в тот момент) приходили проверяющие, которые потребовали от меня наклеить на контрэтикетки бутылок номер ГОСТ, который не имел к данному товару никакого отношения. Они не хотели на лапу… Они просто не знали…
Вторая причина. В какой-то степени следствие первой. Запретить проще, чем разрешить. Разрешить это ответственность. Запретить – нет. И пока не заработает пресловутая 1069, ничего не изменится. А пока – за неправильный запрет – в худшем случае замечание. За неправильное разрешение – подозрение в том, что тебе дали. Вывод? А если не уверен в правильности своих действий (некомпетентность, ага)? Какой вариант окажется безопасным?
Третья причина. Пресловутые нормативы, инструкции, etc написаны так, что выполнить их нельзя в принципе. Либо работать будет предельно сложно. Можно видеть в этом чью то злую волю, но не надо объяснять злой волей то, что можно объяснить раз..гильдяйством и бессистемностью
Четвертая причина. Из собственного опыта. В многих случаях проверяющий не имеет права ничего не найти. Это не заказ структур. Это просто логика работы – если не нашел, значит не искал. До чего-то докопаться должен. От руководства рядовой инспектор услышит ровно такую претензию.
Пятая и Шестая причины – вот вам пресловутый конец списка.
Когда я начинал это писать, то хотел закончить частью «Что делать». Но потом решил с ней подождать. До обсуждения уже написанного.
#Верой_и_правдой_по_Закону #Законы_нам_строить_и_жить_помогают
http://www.gloffs.com/cooksha.htm
книга полностью
А о каких законах идет речь? О государство и гражданин? Или о граждан между собой?
Если о законах, регламентирующих взаимоотношения государства и гражданина, то меня терзают смутные сомнения, что в список причин на «Первая и главная» будут другие претенденты.
Вот, например, «принцип постоянной вины граждан» и «надзаконного положения госаппарата» http://6pl.ru/Vlad_st/shzn.htm
Следующим пунктом пойдет молчание и покорность гражданского общества за последние жирные годы (правление путина), когда все эти законы принимались кнопконажимателями. Они писали, мы молчали, и что Вы хотите теперь? Теперь их надо переписывать. И ходить на митинги. Законы должны принадлежать народу!
А законы, регламентирующие взаимоотношения граждан между собой, они нормальные.
Ну вот, Алексей меня опередил… ::)
Но теперь есть возможность прочесть всю книгу. :)
да, блин, не всю
там только 4 части
вот в догонку ещё по теме….
=======
Инициатива наказуема. И многих чиновников учат этому «мордой об стол».
А если ставить вопрос по-другому: «Либо ты дурак, либо- сволочь»? Ни то, ни другое для чиновника не приемлемо, так как следуют определенные выводы. Плохо, что финансовую ответственность государство несет в очень редких случаях. Я говорю «Государство» т.к. чиновник является его представителем.
…И в этом случае будет принято решение в рамках законодательства и с минимальными потерями для бизнеса.
Таможня заплатит за упущенную выгоду
Высший арбитражный суд впервые взыскал с Федеральной таможенной службы не только реальный ущерб, но и упущенную выгоду в пользу компании-экспортера за издание неправомерного приказа.
ФТС в декабре 2008 года ограничила места декларирования отходов и лома черных металлов, вывозимых из России, издав соответствующий указ. Экспорт указанных товаров из портов Приморского края был запрещен. В результате ООО «Приморский Металло Экспорт», имеющее лицензию на вывоз только в пределах Приморского края, не смогло выполнить контракты на экспорт черных металлов и понесло убытки. По искам этой и других компаний указанный приказ ФТС России признан недействующим как несоответствующий требованиям Таможенного кодекса.
Затем компания «Приморский Металло Экспорт» потребовала в судебном порядке возмещения реального ущерба и упущенной выгоды. После отклонения исков судами трех инстанций президиум ВАС РФ все же поддержал компанию-экспортера. Всего компания получит 2 млн рублей компенсации за реальный ущерб и 20 млн рублей за упущенную выгоду.
«Ранее компании обращались за возмещением ущерба в основном в конкретные таможни, однако это первый случай суда с ФТС в качестве ответчика, первый прецедент получения упущенной выгоды с ФТС», — говорит старший юрист Goltsblat BLP Александр Кирильченко. По его словам, случаев обращения с подобными исками в адрес ФТС теперь может стать больше, и шансы компаний-экспортеров получить компенсацию за упущенную выгоду увеличатся.
http://www.gazeta.ru/business/2012/01/26/kz_3976001.shtml
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.