Любопытно изучить:
- Выручка компании за год выросла на 15% и достигла 60,2 млрд рублей. На рост влияет увеличение транзакций на платформе и эффект от развития недавно приобретенных цифровых активов.
- Самый быстрый рост выручки и валовой прибыли показывают «легкие сегменты» — те, что не связаны с перевозками собственным транспортом. Это подтверждает большой потенциал платформенной модели.
- «Монополия» продолжает активно инвестировать в развитие цифровой платформы, соединяющей грузовладельцев и сторонних перевозчиков, а также развивает дополнительные сервисы для своих клиентов, в том числе аналитические на основе big data.
АО «Монополия», ведущая российская логистическая платформа, объединяющая участников рынка в цифровой среде c помощью сервисов и технологий, раскрывает ключевые операционные и финансовые показатели за 2024 год, а также векторы дальнейшего развития.
Ключевые финансовые показатели за 2024 год:
- Выручка увеличилась на 15% год к году и достигла 60,2 млрд рублей. Главным драйвером стали asset-light сегменты бизнеса, что подтверждает потенциал платформенной модели.
- Сегмент «Монополия бизнес» — перевозка грузов с помощью водителей-предпринимателей, получивших транспорт в лизинг — показал наибольший прирост среди всех сегментов бизнеса: 75% год к году, до 9,3 млрд рублей.
- Сегмент «Монополия Грузы» — перевозка грузов с помощью сторонних перевозчиков, работающих на платформе, — вырос на 19% год к году, до 18,1 млрд рублей.
- Сегмент «Монополия Мультисервис» — технологичный топливный процессинг и дополнительные сервисы с собственным приложением — составил 22,3 млрд рублей: прибавил 5% год к году, внес свыше 37% вклада в общую выручку.
- Суммарно на быстрорастущие asset-light сегменты приходится уже 83% выручки. Выручка от перевозок собственным парком по итогам 2024 года не растет. Это обусловлено и рыночной ситуацией, и приоритетом компании стимулировать развитие «легких сегментов». Такой подход обеспечивает постепенное снижение потребности в капитальных затратах, увеличивает гибкость операционных затрат и дает гораздо больше возможности масштабирования.
- В структуре валовой прибыли (без учета амортизации) на «легкие» (asset-light) сегменты приходится уже 80% или 3,9 млрд рублей. Это на 54% больше, чем годом ранее.
- Общая валовая прибыль (без учета амортизации) составила 4,4 млрд рублей по сравнению с 5,2 млрд рублей годом ранее. Такая динамика связана со снижением валовой прибыли от перевозок собственным парком (сегмент «Монополия Тракинг»). На динамику повлияло два основных фактора: 1) сильное снижение рыночных тарифов на перевозки в 2024 году, 2) запланированный переход компании к «легкой модели» и приоритезация на платформе сторонних перевозчиков.
- На 31 декабря 2024 года чистый долг компании не изменился год к году, остался на уровне 13,5 млрд руб. Отношение чистого долга к EBITDA составило 4,9х по сравнению с 3,9х на конец прошлого года. Компания реализует свой масштабный инвестиционный план по развитию платформы: это вложения в развитие продукта и технологий, а также приобретения целевых активов, например, SaaS-системы «Умная Логистика». Отметим, что рыночная стоимость техники, которая принадлежит компании, превышает размер долга и составляет 17 млрд рублей. План по снижению долговой нагрузки в том числе связан с продажей транспорта сторонним перевозчикам, которые впоследствии будут работать на платформе, генерируя дополнительную выручку.
- В отчетном периоде на финансовые показатели компании повлияли следующие факторы: 1) возросшие процентные расходы (связаны с повышением ключевой ставки Центрального банка), 2) рост амортизации из-за признания по справедливой стоимости основных средств, активов в форме права пользования и нематериальных активов, полученных через M&A (после приобретения Globaltruck и «Умной логистики»), 3) а также снижение валовой прибыли от перевозок собственным парком (сегмент «Монополия Тракинг»).
Ключевые операционные показатели за 2024 год:
- Количество активных клиентов-грузоперевозчиков* на платформе увеличилось на 45,9% год к году, до 5,5 тыс. Количество активных транспортных средств на платформе за год выросло на 41,6% год к году, до 30,8 тыс. штук.
- Количество активных клиентов-грузовладельцев* выросло на 21,4% год к году, до 1,6 тыс.
- Число выполненных заказов на платформе увеличилось на 5% год к году, до 447 тыс.
- Число транспортных средств у водителей-предпринимателей в проекте «Монополия Бизнес» выросло на 53% до 1 093 автомобилей.
- Отдельно отметим результаты приобретенной SaaS-системы «Умная логистика»: GTV (оборот, который генерируют клиенты «Умной Логистики») в 2024 году составил 179 млрд рублей (+29% год к году). Платной подпиской «Умной Логистики» пользуется уже 6 416 компаний — на 43% больше, чем годом ранее.
* Клиенты-грузоперевозчики считаются активными, если они выполнили минимум один заказ в течение года. Транспортное средство считается активным, если с помощью него выполнена хотя бы одна заявка в течение года.
* Клиенты-грузовладельцы считаются активными, если их заказ был выполнен минимум один раз в течение года.
Ключевые драйверы дальнейшего развития:
Дальнейший переход к asset-light модели. Двузначный рост грузоперевозчиков и грузовладельцев говорит о востребованности платформы рынком. Компания прогнозирует дальнейший рост транзакций и участников платформы за счет интеграций с уже существующими на рынке системами распределения заказов (TMS), а также собственными системами грузоотправителей и грузоперевозчиков. В среднесрочной перспективе рост перевозчиков на платформе позволит «Монополии» минимизировать объем собственного парка, завершив трансформацию из классического перевозчика в технологическую платформу.
Рост дополнительных сервисов. «Монополия» развивает дополнительные сервисы, связанные с основными транзакциями на платформе — перевозками. Это покупка топлива, страхование и т.д. Компания планирует увеличить число новых пользователей своих сервисов, а также нарастить число сервисов на одного клиента платформы.
Расширение проекта «Монополия Бизнес» — рост числа водителей-предпринимателей, получивших транспорт в лизинг. Проект — важнейший «поставщик» перевозчиков для платформы «Монополия» и позволяет преодолеть проблему дефицита труда: предпринимательство с готовыми решениями, которое предлагает «Монополия», привлекает больше людей, нежели стандартные предложения рынка быть водителем в найме. Также продажа транспортных средств водителям-предпринимателям позволяет компании не только наращивать число перевозчиков на платформе, но и снижать свою долговую нагрузку.
Повышение эффективности транзакций при помощи технологий (big data, AI и ML, облачных решений). Работа с большими данными, агрегированными на платформе, позволяет повысить количество и качество информации о рынке, сделать более точным ценообразование. Разработанные компанией алгоритмы выводят ценообразование и соединение грузоотправителей и перевозчиков на новый уровень, что растит количество успешных транзакций, максимизирует их эффективность и маржинальность.
Илья Дмитриев, сооснователь и председатель совета директоров АО «Монополия» заявил:
В 2024 году онлайн-рынок автомобильных грузоперевозок в России составил 183 млрд рублей, и, по оценкам экспертов, к 2028 году он утроится.
Тем не менее, уровень цифровизации рынка пока невысок.
Хотя, наш опыт и показатели показывают востребованность и потенциал цифровой платформенной модели: число перевозчиков и грузовладельцев на нашей платформе растет двухзначно, и «легкие» сегменты — перевозки сторонними компаниями и водителями, дополнительные сервисы — вносят самый большой вклад в увеличение выручки и валовой прибыли.
Мы уверены, что за платформенной моделью будущее логистического рынка России, и продолжим развивать ее, реализуя нашу масштабную программу инвестиций, для которой мы привлекаем средства с рынка и строим перспективные отношения с инвестсообществом.
О компании «Монополия»
АО «Монополия» — ведущая российская логистическая платформа, объединяющая участников рынка в цифровой среде c помощью сервисов и технологий. Цифровая платформа включает все необходимые сервисы для организации крупнотоннажных автомобильных грузоперевозок — от поиска груза или перевозчика до топливного процессинга и услуг сети проверенных дорожных комплексов по всей России. Больше 18 лет компания помогает тысячам участников рынка находить и отправлять грузы, строить эффективные маршруты и упрощать рутинные процессы. На платформе работает более 5 тыс. активных перевозчиков, которые только в 2024 году выполнили 447 тыс. заявок на перевозку.
Наверное, стоит отметить:
Совокупный убыток за год составил 3 424 253 ₽ против прибыли в 2023 году в размере 3 889 263 ₽.
И для бенчмарка интересны результаты Globaltruck:
Чистый убыток FTL-грузоперевозчика по МСФО за 2024 год составил 1,08 млрд рублей против 882 млн рублей чистой прибыли годом ранее.
Выручка упала на 46,6% до 10,7 млрд рублей. В частности, доходы от транспортных услуг группы составили 6,4 млрд рублей (-34,9% г/г), от экспедиторских услуг – 3,2 млрд рублей (-52%), от нелогистических услуг – 662,9 млн рублей (-81,1%).
Себестоимость продаж компании снизилась на 43,2% до 9,6 млрд рублей. В том числе расходы на экспедиторские услуги сократились до 3 млрд рублей. (-51,4%), на топливо – до 2,1 млрд руб. (-20,2%), на зарплаты и премии – до 1,8 млрд руб. (-11,2%), на нелогистические услуги – до 657,6 млн руб. (-80,8%).
Валовая прибыль перевозчика упала на 65,6% до 1 млрд руб.
Общие и административные расходы превысили 1,4 млрд рублей (-9,5%). Операционный убыток Globaltruck за прошлый год составил 119,5 млн рублей против более 1,5 млрд рублей операционной прибыли в 2023 году.
Группа отразила почти 1,1 млрд рублей финансовых расходов против 438,5 млн рублей в позапрошлом году. В частности, процентные расходы по банковским кредитам выросли в 2,8 раза до 649,8 млн рублей.
Долгосрочные обязательства автоперевозчика за год подросли на 3,5% до 2,3 млрд руб. Краткосрочные обязательства снизились почти на 30% до 4,6 млрд рублей.
Globaltruck входит в периметр группы компаний «Монополия», которая весной 2023 года приобрела контрольный пакет акций перевозчика за 3,6 млрд рублей.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.