До недавнего времени слово “логистика” у непосвященных людей не вызывало шквала ассоциаций: ну, перевозки, склад, разгрузить-погрузить. На встречах по профориентации с будущими абитуриентами приходилось рисовать мультики и играть в настолки, чтобы на пальцах показать суть профессии. Мало кто из вчерашних выпускников школ и лицеев мечтал работать на складе или рулить грузовиком. Все изменилось в 2020 году и вышло на новый уровень в последующие пару лет. Логистические сервисы, in-house и привлеченные, сейчас решают не только классические проблемы доставки и хранения, но и становятся ключевыми игроками во всех сферах деятельности компании. И в такой ситуации самым ценным “гибким навыком” становится умение видеть картину в целом, который успешно развивается в работе, связанной с построением цепи поставок.
Мне всегда везло приходить в компании в эпоху перемен.
Вначале был этап выхода крупного иностранного ритейлера на российский рынок, где отдел логистики из трех джунов сертифицировал, вез и оформлял товары из всех стран производства группы. Мы побывали во всех портах России, Балтики и Европы, отбивали корректировки таможенной стоимости, тестировали все возможные маршруты и виды транспорта, писали ТЗ для программного обеспечения, чтобы работать головой, а не руками. Это была лучшая профессиональная и управленческая школа, которую я видела до сих пор.
Дальше ветер перемен привёл меня в торговую компанию, которая трансформировалась в производственную. В чистом поле в Тверской области стоял завод, на тот еще момент без воды и электричества. За полтора года нужно было наладить поставки сырья, упаковки, оборудования и запчастей, перенести склад, реорганизовать дистрибуцию. И сделать все это незаметно для клиентов. Это был самый большой challenge в моей карьере на настоящий момент.
Следующий поворот вернул меня в фэшн ритейл. Здесь пришлось начинать не с нуля, а выбираться из ямки. После нескольких не очень успешных лет компания была на пороге рестарта проекта: открытие склада и магазинов, запуск интернет-магазина и других каналов продаж. Процессы в компании в то время больше строились на коллективном бессознательном, так что новой команде управленцев досталось самое широкое поле деятельности и миллион возможностей для применения своих навыков. За первые 4 года оборот компании вырос в 5 раз. Это была самая успешная команда единомышленников, которую я встречала.
Сейчас я снова работаю в производственной компании, ее история насчитывает больше 300 лет. Мы выпускаем уникальный продукт — часы Ракета. У нас практически нет стока на складе готовой продукции, так как наши часы раскупаются в считанные дни после выпуска. А на новые модели предзаказы размещают на несколько недель вперед. У нас амбициозные цели по увеличению объема производства, которые в нынешних условиях ставят перед логистикой целый комплекс самых нетривиальных задач. И вот здесь полезным оказался весь мой наработанный опыт: и построение цепи поставок от самой разработки продукта до сервисного обслуживания, и управление запасами, и управление проектами в разных областях, и даже участие в автоматизации процессов. И все это вместе с командой уникальных специалистов, которые действительно посвятили своему делу всю жизнь. Это мой самый амбициозный проект.
Сейчас, заканчивая свое эссе, в очередной раз я утверждаюсь в мысли, что ничто не зря. «Я не знаю, как это сделать» — это отправная точка, а не финальная. Нам повезло жить в условиях, когда учиться надо каждый день, а это значит, что всегда будет интересно. Думаю, это будет одним из посланий на следующей встрече с выпускниками по теме «Чем интересна логистика».
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.