#Логист2024

Вчерашний запуск беспилотных грузовиков на трассе М-11 «Нева» навел на мысль проанализировать будущее влияние автономных грузовиков на логистику и бизнес. Как мы все услышали в новостях, в конце этого года ожидается увеличение автопарка до 43 автономных тягачей, а к 2025 году их количество почти удвоится. Посмотрим на международную практику, на возможности, которые создает автономный грузовой транспорт для логистики,  на препятствия для широкого применения и в конце поделимся своим видением о способах нейтрализации препятствий. 

1. Трансформация логистики через автономные технологии

Взрывной рост в беспилотных грузовиках возможен только после полноценного внедрения беспилотного транспорта в персональных перевозках. Яндекс в ограниченных районах уже тестирует беспилотные такси. Еще год-два и технология машинного зрения будет отработана. 

Но вопрос не в том, что машина сможет ехать сама, а в инфраструктуре складов и городов + законодательство + ответственность за груз.  Эти вопросы очень ригидные и решить их за 3-5 лет практически нереально. Году к 30-ому появятся пилотные проекты с магистральными перевозками у крупных игроков, когда в первую и последнюю милю будет делать водитель, а по трассе машина поедет сама.

В 2024 году автономные грузовики — это уже не технологическая новинка, а мощный механизм будущего преобразования индустрии грузоперевозок. Они обещают снизить эксплуатационные расходы, улучшить экологические показатели и повысить безопасность на дорогах. Согласно исследованию McKinsey, к 2030 году автономные грузовики могут снизить общие эксплуатационные расходы в отрасли на 45%.

Трансформация затронет все аспекты логистики, от планирования маршрутов до управления складами. Например, интеграция автономных грузовиков с системами управления складом (WMS) позволит оптимизировать процессы погрузки и разгрузки, сократив время простоя и повысив эффективность использования складских площадей.

2. Рынок автономных грузовиков.

Рынок автономных грузовиков демонстрирует впечатляющие перспективы. По данным Grand View Research, глобальный рынок автономных грузовиков оценивался в $1,74 млрд в 2025 году и ожидается, что он достигнет $88,1 млрд к 2030 году, с совокупным среднегодовым темпом роста 10,4% в период 2023-2030 гг. В Германии, лидирующей в Европе по внедрению автономных технологий на транспорте, объем инвестиций в исследования и разработки в 2023 году превысил 1,5 млрд евро. Ведущие автопроизводители, такие как Daimler и Volkswagen, активно разрабатывают грузовики с автономностью уровней 4 и 5. Американская компания Gatik сотрудничает с Isuzu Motors для массового производства автономных грузовиков 3-7 классов, которое они планируют запустить в 2027 году. 

Рынок автономных грузовиков стимулирует развитие в том числе и смежных отраслей. Например, производство специализированных датчиков и систем искусственного интеллекта для автономных транспортных средств.

3. Экономическая эффективность и экология

Автономные грузовики способны оптимизировать расход топлива и маршруты. Исследования показывают, что можно достичь снижения расхода топлива на 10-15% за счет более эффективного управления скоростью и уменьшения количества остановок. Это не только снижает затраты, но и способствует уменьшению выбросов CO₂ на 20-30%. По данным Европейского агентства по окружающей среде, грузовой транспорт ответственен за около 27% выбросов CO₂ от всего транспортного сектора ЕС, поэтому потенциал сокращения выбросов значителен.

Кроме того, автономные грузовики могут способствовать развитию концепции циркулярной экономики в логистике. Например, они могут быть интегрированы в системы сбора и переработки отходов, оптимизируя маршруты и повышая эффективность процессов рециклинга.

4. Препятствия для развития автономного траспорта. 

Погодные условия.

Самая масштабная проблема для автономных систем – это сложные погодные условия. Например, в 2022 году в США несколько автономных грузовиков столкнулись с проблемами во время снежных бурь, что привело к временной остановке эксплуатации. Компании инвестируют значительные средства в разработку систем, способных адаптироваться к различным погодным условиям.

Для решения этой проблемы необходимо совершенствовать системы сенсоров, создавать лидары нового поколения и всепогодные камеры. Необходимо усиливать исследования по использованию искусственного интеллекта в прогнозирования погодных условий и адаптации поведения автономных систем в режиме реального времени.

Инфраструктура.

Развитие инфраструктуры также имеет критическое значение. По оценкам экспертов, для полноценной интеграции автономных грузовиков потребуются инвестиции в сотни миллиардов долларов в глобальном масштабе до 2030 года. Это включает создание «умных» дорог с датчиками и системами коммуникации на базе 5G. Модернизации дорожной инфраструктуры для автономных грузовиков создает возможности для государственно-частного партнёрства отрасли.

Кибербезопасность.

Риски кибератак возрастают с ростом автономности. По данным Upstream Security, количество кибератак на подключенные транспортные средства выросло на 99% с 2018 по 2021 год. Обеспечение безопасности автономных систем становится критически важной задачей для производителей и операторов автономных технлогий.

Для решения проблем кибербезопасности разрабатывают новые протоколы и стандарты. Например, ISO/SAE 21434 устанавливает требования к кибербезопасности в автомобильной промышленности. Кроме того, ведутся исследования по применению блокчейн-технологий для защиты данных и предотвращения несанкционированного доступа к системам управления автономными грузовиками.

Правовое регулирование.

Развитие автономных грузовиков — это вызов в том числе для правовой системы. В США Национальное управление безопасностью движения на трассах в 2021 году начало процесс разработки стандартов для автономных транспортных средств. В ЕС в 2022 году был принят регламент об автоматизированных системах вождения, который создал основу для внедрения автономных транспортных средств. Однако многие правовые аспекты, такие как ответственность в случае аварий, все еще требуют проработки.

Регулирование автономных грузовиков должно учитывать не только технические аспекты, но и этические вопросы. Например, как должен вести себя автономный грузовик в ситуации неизбежного столкновения? Эти вопросы необходимо выносить на широкое общественное обсуждение с участием всех сторон: общества, бизнеса и государства.

6. Влияние на городскую логистику и конкуренция с железнодорожными перевозками

Автономные грузовики окажут влияние на городскую логистику. По данным McKinsey, автономные технологии могут снизить стоимость доставки «последней мили» на 40%. Это может привести к реорганизации городских распределительных центров и изменению модели доставки в городах.

Для оптимизации городской логистики с использованием автономных грузовиков потребуется:

1. Создавать специализированные зоны для автономной доставки в городах.

2. Интегрировать системы управления автономными грузовиками с городской инфраструктурой, включая светофоры и парковочные системы.

3. Развивать микро-хабы для эффективной доставки «последней мили» с использованием небольших автономных транспортных средств.

Что касается конкуренции с железнодорожными перевозками, автономные грузовики могут изменить баланс. На маршрутах до 1000-1500 км автономные грузовики могут стать более конкурентоспособными по сравнению с железнодорожным транспортом из-за большей гибкости и снижения операционных затрат.

Чтобы оптимизировать взаимодействие между различными видами транспорта потребуется:

1. Развивать интермодальные логистические центры, где автономные грузовики могут эффективно взаимодействовать с железнодорожным транспортом.

2. Внедрять системы динамического планирования маршрутов, учитывающие загруженность дорог и доступность железнодорожной инфраструктуры.

3. Разрабатывать стандарты для обмена данными между различными видами транспорта для создания единой логистической экосистемы.

7. Переходный период и интеграция бизнеса

Переход к автономным грузоперевозкам будет постепенным. Согласно практике, интеграция должна начаться с внедрения систем помощи водителю (ADAS) и постепенно перейти к более высоким уровням автономности. 

Стратегии интеграции могут быть следующие:

1. Поэтапное внедрение на определенных маршрутах

   - Начать с простых маршрутов, например, между распределительными центрами, постепенно расширяя географию использования автономных грузовиков.

   - Разработать план тестирования и оценки эффективности на каждом этапе внедрения.

2. Создание смешанных флотов из традиционных и автономных грузовиков

   - Создание систем управления смешанным флотом, способным оптимально распределять задачи между автономными и традиционными грузовиками.

   - Обучать персонал всех уровней работать с автономными системами, как водителей, так и менеджеров.

3. Партнерство с технологическими компаниями для ускорения внедрения

   - Альянсы с разработчиками автономных технологий.

   - Участие в пилотных проектах и исследовательских инициативах.

4. Инвестиции в инфраструктуру и обучение

   - Модернизация инфраструктуры для поддержки автономных операций, включая системы зарядки для электрических автономных грузовиков.

   5. Разработка новых бизнес-процессов и моделей

   - Пересмотр бизнес-процессов с учетом возможностей автономных технологий, например, планирование и диспетчеризация.

#Логист2024

Будьте первым, кто оставит комментарий


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.