Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Впервые мы с вами познакомились в 2022 году, когда я подготовила свое первое эссе для Логист.ру. Я продолжаю трудиться на позиции директора по логистике Группы компаний «СИЭСДИ», и мой общий стаж работы в логистике уже превысил 20 лет (теперь точно страшно подумать J).  

Напомню, что Группа компаний «СИЭСДИ» является многопрофильным российским холдингом, одно из направлений деятельности которого – дистрибуция профессионального оборудования для сканирования и печати в форматах 2D и 3D. В этом году нашей Группе компаний исполняется 35 лет. Наверное, применительно к компаниям это относительно молодой возраст (все мы знаем корпорации, чья история исчисляется веками), но если посмотреть, на какие периоды пришлись эти годы, то можно с уверенностью сказать, что бизнес преодолел далеко не один кризис и справился далеко не с одним вызовом. Безусловно, это повод для гордости за компанию и людей, которые в ней работали и работают сегодня.

Основные вызовы последних двух лет для меня как директора по логистике, прежде всего, связаны с последствиями санкционной политики «недружественных» стран, которая привела к разрыву цепочек поставок продукции, усложнению и удорожанию логистики, трудностям во взаиморасчетах с иностранными партнерами, неудовлетворенному спросу клиентов. 

Одним из феноменов указанной выше ситуации явилось то, что в один прекрасный момент нам стало недостаточно той складской площади, которую мы арендовали. И на повестке дня появился вопрос – что делать? Были рассмотрены различные возможные варианты, среди которых 1) арендовать дополнительный склад; 2) арендовать один склад большей площади; 3) отдать складскую логистику на аутсорсинг складскому оператору. Простая математика говорила о том, что аутсорсинг является наиболее экономически выгодным решением для нашей компании в текущих реалиях, когда, как говорится, то густо, то пусто. Конечно же, я была на стороне здравого смысла, т.е. в данном случае – аутсорсинга, тем более что в своей практике я имела многолетний опыт успешного сотрудничества со складскими операторами, понимала специфику взаимодействия и особенности операционной работы.

Однако в нашей Группе компаний я была единственным экспертом, кто понимал, что такое аутсорсинг складской логистики и как с ним работать. Поэтому коллегиальное решение принималось долго и мучительно, смежные коллеги всеми силами цеплялись за арендованный склад и видели только минусы в работе со складским оператором. Но решение собственником бизнеса было принято, и год назад мы начали реализовывать этот глобальный проект по переносу складской логистики на новые рельсы. Думаю, что никого не удивлю, если скажу, что данный проект стоил мне немало душевных и физических сил, нервных клеток и даже седых волос, поскольку параллельно с внедрением всех необходимых изменений приходилось преодолевать сопротивление тех, кто был не согласен с данным решением и находился в постоянном ожидании малейшего отклонения от запланированного результата, чтобы начать доказывать ошибочность проекта.

Да, было сложно, особенно в переходный период, но у меня, моей команды и складского оператора все получилось: сток перемещен без остановки отгрузок, интеграция систем настроена, взаимодействие выстроено, процессы налажены. Мы решили проблему дефицита складских площадей и при этом оптимизировали бюджет на складскую логистику, т.к. платим только за фактически занимаемые площади и выполненные операции.      

Мораль этой истории такова: ищите в любой ситуации здравый смысл и не бойтесь делать то, что раньше никогда не делали. В этом может быть залог успеха и конкурентоспособности компании в наше непростое время. 

#Логист2024

Комментарии (20)

как мне кажется в данный момент основная сложность для логистов заключается в противодействии со стороны смежных подразделений. Уже три года производственный и коммерческий блоки настаивают, чтобы складская служба и логистика воплощали все их идеи без учёта экономических издержек.

Иван, думаю, это не только в данный момент. Всегда были и будут противоречия в целях и задачах разных подразделений.

Вопрос в том, как их синхронизировать для общего блага.

Где-то это получается системно. На процессах, регламентах, процедурах и т.п.

Где-то просто на харизме руководителей логистики и других подразделений.

А многие так и работают в режиме «лебедь, рак и щука».

Игорь, моя любимая тема! 😀

Если отвечать очень коротко, то помогаем как раз расчетами, доказательствами экспертизы, другими успешными кейсами и призывом к «здравому смыслу»,. И, если убедить и возможно, то как правило при непосредственном контакте с собственником. И просто прекрасно, когда внутри компании есть такие как Юлия!
Но пока переход на аутсорсинг — редкость, к сожалению.. Чаще пока идея чахнет на корню из-за скепсиса, стереотипов, некомпетентности, а то и личных интересов. Надеюсь, новая реальность со складами подтолкнет больше компаний посмотреть в сторону аутсорсинга.

Юлия, 👏👏👏!!!

я, много лет работая в профессиональной логистике, прекрасно знаю, как inhouse может оптимизироваться при переходе к провайдеру,
и также знаю, какое колоссальное непонимание или даже сопротивление возникает внутри inhouse-логистики при рассмотрении этого вопроса.
Здесь ключевое — «здравый смысл», а вовсе не интересы провайдера или внутренних служб.
Прекрасно, что у Вас все получилось! Это отличный пример того, как надо преодолевать стереотипы, мешающие развивать профессиональную логистику в нашей стране!

Привет коллеги! Мой голос наверное как всегда не будет созвучен общему хору рукоплесканий Юлии, так как меня удивило, что 3PL оператор оказался выгоднее, чем собственный арендованный склад! Моя 33 летняя практика показывает обратное: складские затраты у 3PL оператор более, чем в 2 раза выше нежели на собственном складе, так как реальная маржа операторов 50-100%! Затраты на складскую логистику могут быть примерно одинаковы у оператора и собственном складе только в случае очень плохой организации бизнес-процессов на собственном складе! Если у Юлии такой неэффективный склад, то это камень в её огород как директора по логистике с 20 летним опытом! Коллеги Юлии обоснованно сопротивлялись, так как вместо того, чтобы наладить свою складскую логистику, Юлия переложила свои задачи и обязанности на оператора.
При этом, затраты компании на склад скорее всего превышают все разумные пределы. Простите, никого не хотел обидеть, но просто не смог читать это эссе без эмоций!

Игорь Прохин , я скорее принимаю доводы о необходимости привести какие-то контраргументы в ответ на довольно резкие выпады Николая (а публика может оказаться впечатлительной). Я, правда, опасаюсь, что при определенном уровне этого «баттла» его не захочется продолжать — свой стиль кунг-фу Николай успел показать🙂

Николай, Вы хоть и не хотели никого обидеть, но тут не про эмоции (обид нет), а про суть заявлений:
зачем-то довольно необоснованно попытались принизить не только уровень автора исходного эссе, Юлию, но и огульно всех логистических операторов. А получилось так, что Вы поставили под большой вопрос свой многолетний опыт…

Если Вы реально считаете, что маржа оператора 50-100%, то опыт выглядит, мягко говоря, неполным. Серьезные игроки работают в том числе по openbook, когда указанный уровень маржи никогда не был бы принят клиентом, а в реальности он чаще всего укладывается в пределы 10%.

То, что Вы пишите про «плохую организацию процессов», «затраты превышают все разумные пределы» — это ничем не обоснованные утверждения, непонятно на чем основанные. Надо отдать должное Юлии – она весьма деликатно и логично ответила.

В следующем своем комментарии Вы хвалебно пишите про своего клиента компанию Спецторг, который сам становится 3PL-оператором. Так лейтмотив становится чуть понятнее: плохи не операторы как таковые, а плохи компании, которые не являются Вашими клиентами (включая и грузовладельца и оператора). Я всё правильно понял? 🙂
Поэтому, если Ваш посыл был саморекламой, то считаю, что она может сработать только на малоподготовленную аудиторию…

Теперь коротко и по существу только об одном, но важном, аспекте оптимизации, достигаемой грузовладельцами с оператором: оптимизация складского пространства.
У меня есть аналитика на данных около 100 компаний со стоками от 200 до 10000 паллет, показывающая, что при переходе на аутсорсинг, только затраты на хранение снижаются в среднем на 15-20%. Почему так происходит: чисто физически у грузовладельца исчезает необходимость держать избыток складского пространства на неизбежные колебания стоков, вызванные сезонными и прочими факторами. Такие колебания на выборке этих ста компаний попали в диапазон 19-21% в среднем (!). Как мы все понимаем, компания на inhouse (хочет того или нет) вынуждена иметь на складе дополнительное пространство на пик стока, пусть не на 20% выше среднего, но на 10-15% как минимум почти всегда (иначе начинают расти другие издержки).
Я даже не буду тут расписывать эффекты от синергии по другим аспектам: персонал, административные расходы, складская техника и пр. – при текущем дефиците складов ценность одной только экономии на складском пространстве может превысить ценность «индивидуальной логистики», о которой Вы пишите. (Хотя говоря о примитивности процессов у операторов Вы тоже необоснованно многих попытались очернить.).

КОНЕЧНО эффект при переходе зависит от размера компании и текущего уровня развития ее логистики — некоторым компаниям незачем переходить к операторам (кто знает, может быть благодаря консалтингу «Лобанова-логиста»😉), кроме как по политическим соображениям («западная модель»), но…
но в России таких пока меньшинство…

Мораль, образно:
когда город борется с пробками на дорогах, власти развивают общественный транспорт и многих водителей мотивируют пересесть на него. Ведь 50 человек, едущих в автобусе на работу, занимают на дороге в 10-20 раз меньше места, во столько же раз меньше тратят топлива, да и платят за проезд меньше на порядок, чем сидя в собственной машине — «Это же элементарно, Игорь!».
А тем, кто уже везет свой большой коллектив по дороге на собственном фирменном автобусе  — молодцы, и езжайте дальше! у вас и так все хорошо!

Иван Масалов Многоуважаемый коллега, те кто меня давно знает, как то Игорь Прохин, на меня не обижаются, как не обижаются на королевского шута даже короли! Вы король в логистике, аж директор крутой ПЭК, наверняка получивший много наград как супер логист, а я так, самоделкин, без диплома логиста! 😃 На дураков не обижаются, вот и вы — общепризнанные короли в мире логистике не обижайтесь на меня дурака: я ж не со зла говорю правду, а просто не могу иначе! 🙂 Давайте оперировать фактами: по факту 3PL операторы на хранении не зарабатывают, поэтому часто демпингуют на хранении, ведь это только 10-15% от выручки, а зарабатывают операторы на складских операциях! Поэтому Ваши рассуждения о складских объёмах могут показаться странными, хотя я понимаю почему Вы делаете акцент не на важном: дело в том, что ПЭК директором по логистике которой Вы являетесь занимается перевозками, а не складами! Поэтому Ваш опыт в складской логистике вызывает сомнения! Но подискутировать предметно можем конечно! Что касается моей рекламы, то не без этого конечно: я использую любую возможность для бесплатной рекламы! Это же классика: во всех учебниках написано, что реклама на большом скандале самая эффективная, чем я и воспользовался на Логист.ру когда начал свою консалтинговую деятельность в 2007 году. 😁 Игорь даже меня на 2 года забанил! 😂

Иван МасаловЧто касается стоков: что такое сток?! есть разное понимание: для некоторых сток — это товарный запас (ТЗ), для некоторых это излишний ТЗ, а кто-то именует так неликвиды! Вот одно из определений: Сток  — это любая продукция, которая не была продана за определенный период. Она является стоковым товаром и, обычно, продается со скидкой. На гнилом Западе умеют считать деньги, поэтому никогда не хранят стоки и сезонные товары на складах (не выгодно!), а продают их даже ниже себестоимости, чтобы вернуть оборотный капитал. Это тем более важно при запредельной ключевой ставке ЦБ! Поэтому деятельность Юлии или кого-то ещё в направлении отправки стоков 3PL оператору назвать оптимальной я никак не могу! Другими словами это большая глупость! Если образовались стоки в компании, то в этом есть «заслуга» и директора по логистике тоже!

Иван МасаловМожет показаться, что я против 3PL как бизнеса: ни в коем случае — я только ЗА! 3PL- 4PL (фулфилмент) нужен на логистическом рынке, но не всем! 3PL оператор полезен, когда компания расширяет бизнес и входит в другой регион, где у неё нет своей инфраструктуры, а нужно попробовать пойдёт там бизнес или нет! 3PL нужен компании в начале бизнес-пути, когда есть инвестиции, товар, но опять же нет своей инфраструктуры! 3PL — это дорого, но дешевле, чем создавать свою складскую логистику! Сравните, например, затраты на хранение по FBO на маркетплейсах (ОЗОН, ВБ, …) — они же космические! по сравнению с затратами на арендованном складе! Товарными запасами директор по логистике должен управлять, а не сплавлять их излишки в 3PL, умножая издержки синергическим эффектом!😀 К сожалению, большинство директоров по логистике крупных компаний больше занимаются самопрезентацией себя и компании на форумах, выставках, сидят у себя на совещаниях, чем занимаются своими непосредственными профессиональными обязанностями! И мне вас жаль!

Игорь привет, дружище! Я чувствую, что ты скучаешь по мне и тем временам, когда я в 2007-8 году устроил у тебя на логисте большую шумиху! :-)😆 Да, были времена! Когда все честно били друг другу морды и плевали в лицо, отстаивая своё профессиональное мнение! Сейчас все какие-то пресные, лояльные, лишнего не говорят!😀 Игорь, мне тоже тебя не хватает, но честно нет времени на тусовки — реально много работы у клиентов, там хватает борьбы с инакомыслящими и саботажниками! Может старею уже, что сил не хватает на всё?!😪 Что касается Юлии и её приверженности 3PL операторам, то хотелось бы добавить, что любой 3PL оператор строит «универсальную» типовую логистику БП на своих складах, чтобы охватить как можно бОльший круг клиентов. Поэтому БП оператора примитивны и просты на оценку «удовлетворительно» по-определению! В свою очередь, каждая компания уникальна в своём роде и нуждается в индивидуальной логистике, которая должна быть оптимальна по критериям: затраты, качество, производительность! Ни один оператор не будет перестраивать свои БП под клиента, а будет требовать от клиента, чтобы он ложился в его «прокрустово ложе»! Это же элементарно, Игорь!

Ирина, мой давний клиент — ваш конкурент по посуде, компания Спецторг https://spetstorg.ru/ тоже в 2019 году попробовала работать с 3PL оператор, но посчитав затраты ужаснулась и вовремя убежала от него! Сейчас компания в Купавне имеет собственные склады, развивает логистический бизнес в дополнении к торговле посудой, готовим её выход в качестве 3PL оператора!😀 Отлаживаем БП СК по работе с маркетплейсами, в качестве оператора фулфилмента. Спецторг очень хорошо растёт и развивается, так как очень хорошо умеет считать свои затраты по логистическим операциям. Я помогаю им в оптимизации БП, снижении затрат, автоматизации в новой WMS. Могу и вам помочь!😉

Коллеги, добрый вечер! Хотелось бы уточнить, что я не приверженец складских операторов, я за оптимальные решения. У каждой компании свой контекст и своя история. Когда нам будет выгоднее развивать свой склад, мы обязательно этим займемся. Всем спасибо за комментарии!)

Про баттл:

Здесь за 22 года аутсорсинг обсуждали раз 50. Но с тех обсуждений уже очень многое поменялось.

Поэтому нужно разложить по полочкам все плюсы и минусы аутсорсинга в текущей реальности.

Создал отдельную тему, переезжаем сюда: https://logist.ru/topic/89900


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.