Что делать, если ежедневный грузооборот склада серьезно ограничен шириной погрузочно-разгрузочного фронта и количеством персонала?
Утро. 9.45. Директор по логистике, вздохнув, ставит на стол чашку с кофе, включает компьютер и несколько секунд гипнотизирует мелькающий монитор. Он прекрасно знает, что за время загрузки ничего интересного монитор не покажет, впрочем, не сильно мучает его и жажда, без кофе вполне можно обойтись. Тем более позавтракать он успел. Но минутное состояние «дзен» и кофе – это ритуал. Это ритуал борца перед очередным поединком, когда надо настроить себя на любые неожиданности. Вот сейчас надо подготовить для начальства ежедневную сводку по складу, но начальник склада трубку не поднимает – он уже отвечает на несколько звонков из отдела продаж. Ладно, ждем. Звонок:
– Да…
– Слушай, там мой хороший клиент приехал, а его даже на территорию склада не запускают. Почему у вас (логистов) вечно такой бардак?
Еще одна попытка дозвониться до начальника склада. На этот раз удачная:
– Что там у вас?
– Слушай, я же говорил им (коммерсантам), что сегодня принимаю товар. Почему у них вечно такой бардак?
Знакомая картина? У вас небольшой склад в арендованном производственном помещении, имеющий пандус с одной стороны, одни ворота и ограниченное число людей, достаточное для односменной работы. Внутри тоже не размахнешься, товар ставить толком некуда, поэтому лишних технологических зон делать просто негде – одна зона для приемки, она же зона комплектации и выдачи. При этом закупщики планируют закупки, глядя только на товарные остатки. Поставщиков много, циклы поставок короткие, у поставщика места, чтобы хранить готовый заказ, нет – если товар готов, его сразу везут. При этом коммерсанты подают заявки на отгрузки в регионы, руководствуясь только заявками. Ну а пропуска на склад для местных клиентов выдаются как обычно немедленно. В результате на складе регулярно образуется толчея из машин с товаром и машин, прибывших за товаром. При этом процесс наплыва машин носит хаотический характер и ярко выраженную неравномерность (то густо, то пусто).
В подобной ситуации очевидна необходимость разносить входной и выходной потоки. Для маневра у нас есть два измерения – пространство и время. Что касается пространства, было бы идеально иметь отдельно пандус для разгрузки принимаемых машин и зону приемки и отдельно – зону комплектации и пандус для отгрузки. Но такая планировка реализована не для каждого специализированного складского здания, что же говорить о складах, организованных в «непрофильных» зданиях? Кроме того, в этом случае потребуется увеличение складского персонала почти вдвое. Это оправданно, если все равномерно загружены в течение дня, а если нет? На складе люди, бьющие баклуши, – зло. Тогда остается один подход: разводить потоки во времени. Самое простое – определить с утра и до обеда отгрузку товара, а после обеда работать на прием. Но тут могут быть нюансы. Чтобы отгрузить товар с утра, его надо накануне отобрать с мест хранения, скомплектовать в заказы, произвести дополнительные предпродажные операции (проверка, маркировка, упаковка и т. д.).
Достаточно ли будет времени, если вторая половина предыдущего дня использовалась для приема товара? Ведь принять товар – это не просто разгрузить машину. Необходимо оценить количество и внешнее состояние упаковки, проверить состояние самого товара, внести информацию в складскую учетную систему, произвести дополнительные операции (формирование пакетов, оклейка, штрихкодирование), разместить товар в зоне хранения. Все зависит от товарного оборота и характеристик самого товара. Его объем вполне может позволять работать с циклами прием/выдача длительностью полдня каждый. Если это не так, то разносить потоки уже надо не в рамках одного рабочего дня, а в рамках рабочей недели. Например, какие-то дни недели на прием, а какие-то – на выдачу.
Разбиваем цикл заказаПри разбиении полного цикла заказа на составные части руководствуйтесь принципом разумной достаточности. Например, полный цикл можно представить следующим образом:
|
Вроде бы ничего сложного. Но надо помнить, что обычно мы делаем оценки неких усредненных параметров – средний объем товара на вход, средний объем на выход. А если товарным потоком не управлять, то возможно возникновение значительной неравномерности, которая выливается в неразбериху и переработки склада, что очень болезненно воспринимается начальством.
В конце месяца логист каждый раз будет писать служебные записки, выклянчивая оплату переработок, вызывая подозрительные мысли бухгалтера и директора.
КООРДИНИРОВАНИЕ ПОТОКОВ
Помимо выбора режима работы склада, нам необходимо еще скоординировать потоки, чтобы избежать как превышения пропускных возможностей склада, так и неоправданных оплачиваемых пауз в работе. Если циклы заказов достаточно стабильные, что может иметь место при их коротких значениях (не более месяца), то можно попробовать использовать простой инструмент, в основе которого лежит график Ганта.
Для начала нужно разбить полный цикл заказа на составные части и оценить их продолжительность. Критерием такого разбиения могут служить действия, производимые одним человеком, либо действия, за выполнение которых непосредственно отвечает определенное лицо.
При необходимости можно отдельно учесть доставку товара. Но при небольших расстояниях, особенно когда поставщики расположены в том же городе или ближайшем пригороде, это время можно объединить со временем формирования заказа. Такое разбиение четко определяет зоны ответственности и облегчает контроль. Соблюдение временных параметров по своим зонам ответственности может лечь в основу показателей эффективности работы ответственных лиц. Если некоторые этапы могут происходить параллельно (например, согласование некоторых характеристик товара в процессе его производства), то общий цикл необходимо оценить с помощью сетевого графика. После того как составляющие цикла заказа определены, производится оценка всех этапов цикла заказа по всем поставщикам. Результаты сводятся в таблицу 1.
таблица 1. Циклы заказов по поставщикам компании «Х»
№ | Менеджер | Поставщики | Расчеты затрат времени в днях | ||||
t1 | t2 | t3 | t4 | Сумма t1, t2, t3 | |||
1 | Менеджер 1 | Поставщик 1 | 0,25 | 1 | 7 | 2 | 8 |
2 | Поставщик 2 | 0,25 | 0,5 | 7 | 2 | 8 | |
3 | Поставщик 3 | 0,25 | 1 | 7 | 2 | 8 | |
4 | Менеджер 2 | Поставщик 4 | 0,1 | 0,5 | 14 | 2 | 15 |
5 | Поставщик 5 | 0,1 | 0,5 | 10 | 2 | 11 | |
6 | Поставщик 6 | 0,1 | 0,5 | 30 | 2 | 31 | |
7 | Менеджер 4 | Поставщик 7 | 0,25 | 2 | 3 | 3 | 5 |
8 | Поставщик 8 | 0,25 | 5 | 7 | 3 | 12 | |
9 | Менеджер 5 | Поставщик 9 | 0,25 | 2 | 21 | 2 | 23 |
10 | Менеджер 6 | Поставщик 10 | 0,15 | 2 | 14 | 2 | 16 |
11 | Менеджер 7 | Поставщик 11 | 0,05 | 0,5 | 7 | 2 | 8 |
12 | Поставщик 12 | 0,1 | 0,5 | 21 | 2 | 22 | |
13 | Менеджер 8 | Поставщик 13 | 0,1 | 0,5 | 5 | 1 | 6 |
t1 – определение потребности, составление и обработка заказа; t3 – цикл заказа поставщика;
t2 – согласование и подтверждение заказа поставщиком; t4 – период приходования товара.
Далее для удобства работы упорядочим записи в таблице по циклам (таблица 2), а в графе «Примечание» проставим значения планируемых или средних заказов в тех же единицах, которыми мы измеряем пропускную способность склада (количество поддонов, кубических метров, килограммов в зависимости от реальной ситуации).
таблица 2. Расчеты по поставщикам компании «Х»
№ | Менеджер | Поставщики | Расчеты затрат времени в днях | Средний/ планиру- емый объем заказов в м3 | Приме- чание | ||||
t1 | t2 | t3 | t4 | Сумма t1, t2, t3 | |||||
1 | Менеджер 4 | Поставщик 7 | 0,25 | 2 | 3 | 3 | 5 | 108 | - |
2 | Менеджер 8 | Поставщик 13 | 0,1 | 0,5 | 5 | 1 | 6 | 169 | - |
3 | Менеджер 7 | Поставщик 11 | 0,05 | 0,5 | 7 | 2 | 8 | 144 | - |
4 | Менеджер 1 | Поставщик 2 | 0,25 | 0,5 | 7 | 2 | 8 | 112 | - |
5 | Менеджер 1 | Поставщик 1 | 0,25 | 1 | 7 | 2 | 8 | 49 | - |
6 | Менеджер 1 | Поставщик 3 | 0,25 | 1 | 7 | 2 | 8 | 55 | - |
7 | Менеджер 2 | Поставщик 5 | 0,1 | 0,5 | 10 | 2 | 11 | 76 | - |
8 | Менеджер 4 | Поставщик 8 | 0,25 | 5 | 7 | 3 | 12 | 64 | - |
9 | Менеджер 2 | Поставщик 4 | 0,1 | 0,5 | 14 | 2 | 15 | 200 | - |
10 | Менеджер 6 | Поставщик 10 | 0,15 | 2 | 14 | 2 | 16 | 46 | - |
11 | Менеджер 7 | Поставщик 12 | 0,1 | 0,5 | 21 | 2 | 22 | 78 | - |
12 | Менеджер 5 | Поставщик 9 | 0,25 | 2 | 21 | 2 | 23 | 124 | - |
13 | Менеджер 2 | Поставщик 6 | 0,1 | 0,5 | 30 | 2 | 31 | 137 | - |
t1 – определение потребности, составление и обработка заказа; t3 – цикл заказа поставщика;
t2 – согласование и подтверждение заказа поставщиком; t4 – период приходования товара.
Термин // определениеГрафик Ганта (Gantt chart) – |
Теперь на графике Ганта откладываем в порядке возрастания отрезки, соответствующие суммам t1, t2, t3 заказов, которые предстоит сделать в следующем месяце (таблица 3). Причем начало отрезка, соответствующего первому в списке заказу, выбираем таким образом, чтобы момент поступления заказа на склад приходился на первый рабочий день следующего месяца. Ниже графика Ганта строим гистограмму суммарных объемов заказов, приходящихся на каждую дату, и отмечаем горизонтальной чертой максимальный объем, который склад может обработать за один день.
таблица 3. График Ганта и гистограмма суммарных объемов заказов
Анализируя полученную гистограмму, при необходимости сдвигаем на графике Ганта заказы таким образом, чтобы:
- суммарные единовременные объемы товара, поступающего на склад, не превышали максимального дневного грузооборота склада (в данном примере максимальный дневной грузооборот склада условно принят 200 м3);
- поступление товара на склад приходилось либо на первую половину недели, либо на вторую (в данном примере мы хотим построить работу склада таким образом, чтобы первую половину недели склад работал на прием товара, а вторую – на отгрузку).
Новый вариант графика будет выглядеть следующим образом (таблица 4).
таблица 4. Новый вариант графика
На гистограмме в свободные от приходов даты согласно заявкам планируем отгрузку в регионы, отмечая планируемые объемы и проставляя соответствующие этим объемам транспортные средства (в данном примере отмечено планируемое количество фур, «газелей», кунгов). Таким образом, мы получили информацию для составления графика прихода товара на склад. Начальнику отдела закупок полезно фиксировать фактические даты прихода заказов для последующего анализа сроков и выяснения причин отклонений, если они значительны (при этом не забываем и о контроле срока t4). Аналогичным образом можно составить и заполнить график отгрузки товара со склада, а также построить индивидуальные графики заказов для менеджеров отдела закупок. Для этого на сглаженном графике Ганта напротив каждого заказа проставляем название поставщика и фамилию ответственного менеджера. Для каждого конкретного менеджера на график Ганта выводится информация о заказах по тем поставщикам, за работу с которыми он ответственен. На полученных таким образом индивидуальных графиках отмечаются даты, когда надо начинать работу по тому или иному заказу (в данном примере в таблице 5 даты отмечены красным цветом).
Индивидуальные графики раздаются менеджерам по закупкам как руководство к действию. Их задача теперь – выдерживать сроки размещения и бороться за своевременное поступление заказов на склад.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Указанная методика полезна для случаев коротких и стабильных циклов поставки при достаточно интенсивном товарообороте и отсутствии полноценных инструментов информационной поддержки. Такая ситуация характерна для мелкооптовых фирм, торгующих товаром местных поставщиков. Колебания в размере заказа в 10–20% можно учесть, рассчитав максимальную ежедневную загрузку склада с запасом по отношению к фактической пропускной способности. Для склада значение имеют сильные колебания, например 50–100% и более. Именно такие колебания приводят к авральным ситуациям – резкому увеличению времени обслуживания клиентов, длительной переработке, усталости персонала, ошибкам. В силу своей простоты график удобен как инструмент ежедневного контроля. Если что-то резко меняется, на графике наглядно видно, как сгладить ситуацию и кому именно из персонала надо дать соответствующие инструкции.
Таким образом, на простом примере мы проиллюстрировали тот факт, что склад является частью интегральной системы независимо от того, интегрирована служба логистики на предприятии или нет. Его эффективность напрямую зависит от работы смежных звеньев и управляется во многом через воздействие на эти звенья
алгоритм: планирование заказов и прихода товара1. Собираем информацию о полных циклах заказов по поставщикам и оформляем в таблице.
7. На гистограмме в свободные от приходов даты планируем отгрузку, отмечая планируемые объемы и проставляя соответствующие этим объемам по количеству и грузовместимости транспортные средства. |
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.