В этой статье я поделюсь методикой измерения точности прогноза продаж, которая применяется во многих западных компаниях и позволяет достаточно объективно оценить качество прогнозирования. В частности, данные показатели используются компанией Reckitt Benckiser, в которой я имел честь работать почти 6 лет.
Очевидно, что повышение точности прогнозирования и уменьшение ошибки прогноза улучшают многие бизнес-показатели цепи поставок, начиная от сервиса клиентов и уровня запасов, заканчивая более стабильной работой производства и более предсказуемой закупочной деятельностью. Это особенно актуально в условиях кризиса, когда эффективность становится, пожалуй, основным конкурентным преимуществом.
Именно поэтому описанные ниже показатели можно использовать как KPI функции Demand Planning так и KPI сотрудников, которые отвечают за подготовку прогноза продаж.
Так что же такое MAD, Bias и MAPE?
Bias (англ. – смещение) демонстрирует на сколько и в какую сторону прогноз продаж отклоняется от фактической потребности. Этот индикатор показывает, был ли прогноз оптимистичным или пессимистичным. То есть, отрицательное значение Bias говорит о том, что прогноз был завышен (реальная потребность оказалась ниже), и, наоборот, положительное значение о том, что прогноз был занижен. Цифровое значение показателя определяет величину отклонения (смещения).
MAD (Mean Absolute Deviation) – среднее абсолютное отклонение
MAD = ∑ |Et| / n, где:
|Et| — ошибка прогноза продаж за определенный период времени t
n – количество периодов оценки
Это показатель можно также выразить в процентах:
MAPE (Mean Absolute Percentage Error)
MARE = ∑ |Et| / At /n * 100% , где:
|Et| — ошибка прогноза продаж за период времени t
n – количество периодов оценки
At – фактическая потребность за период времени t
Пример расчета MAD:
Месяц |
Фактические продажи |
Прогноз |
Абсолютная ошибка |
1 |
310 |
290 |
20 |
2 |
300 |
310 |
10 |
3 |
290 |
300 |
10 |
4 |
260 |
280 |
20 |
5 |
275 |
280 |
5 |
|
|
|
65 |
MAD = 65/5 = 13
Пример расчета MAD, BIAS и MAPE.
Период |
Факт |
Прогноз |
Е |
|E| |
|E| / A |
1 |
4650 |
4800 |
-150 |
150 |
0,0323 |
2 |
4900 |
4700 |
200 |
200 |
0,0408 |
3 |
5100 |
5000 |
100 |
100 |
0,0196 |
4 |
4200 |
5000 |
-800 |
800 |
0,1905 |
5 |
4500 |
4400 |
100 |
100 |
0,0222 |
6 |
3900 |
4200 |
-300 |
300 |
0,0769 |
7 |
3300 |
3800 |
-500 |
500 |
0,1515 |
8 |
3600 |
3600 |
0 |
0 |
0,0000 |
9 |
3900 |
3800 |
100 |
100 |
0,0256 |
10 |
4100 |
4000 |
100 |
100 |
0,0244 |
|
42150 |
43300 |
-1150 |
2350 |
0,5839 |
BIAS = |
-115 |
|
|
||
MAD = |
235 |
||||
MAPE = |
5,84% |
||||
Эти показатели можно использовать также и по группе SKU, чтобы оценить точность прогноза продаж группы за период времени. В таком случае, мы берем один период времени, например, месяц и считаем MAD и BIAS для каждого SKU:
SKU |
Факт |
Прогноз |
Е |
|E| |
|E| / A |
SKU 1 |
3000 |
3200 |
-200 |
200 |
0,0667 |
SKU 2 |
2900 |
3000 |
-100 |
100 |
0,0345 |
SKU 3 |
3400 |
3000 |
400 |
400 |
0,1176 |
SKU 4 |
3600 |
3400 |
200 |
200 |
0,0556 |
SKU 5 |
3500 |
3500 |
0 |
0 |
0,0000 |
|
|
|
300 |
900 |
0,2744 |
BIAS = |
60 |
|
|
||
MAD = |
180 |
||||
MAPE = |
5,49% |
||||
Еще одним наглядным показателем для измерения точности прогноза является непосредственно Forecast Accuracy, который показывает, насколько, собственно, прогноз оказался точным:
FA = (1 – |E|/A)*100%
SKU |
Продажи |
Прогноз |
Е |
|E| |
|E| / A |
FA |
SKU 1 |
3000 |
3200 |
-200 |
200 |
0,067 |
93,3% |
SKU 2 |
2900 |
3000 |
-100 |
100 |
0,034 |
96,6% |
SKU 3 |
3400 |
3000 |
400 |
400 |
0,118 |
88,2% |
SKU 4 |
3600 |
3400 |
200 |
200 |
0,056 |
94,4% |
SKU 5 |
3500 |
3500 |
0 |
0 |
0,000 |
100,0% |
|
16400 |
|
|
900 |
0,055 |
94,5% |
Показатели точности измерения прогноза продаж MAD, BIAS, MAPE и FA необходимо измерять на регулярной основе и рассматривать в рамках S&OP (Sales and Operations) процесса.
Измерение и обсуждение описанных выше показателей позволяет значительно улучшить уровень коммуникации между продажами и производством. Рекомендую всем, кто этого ещё не сделал, брать на вооружение.
Тарас Пархомчук.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.