Как относитесь к созданию государственных реестров перевозчиков и экспедиторов?
Знаете вообще, что эти законопроекты сейчас в активной проработке?
Это будет рассадник коррупции или давно пора навести порядок в этой сфере?
Основные пункты про перевозчиков:
Юридические лица, индивидуальные предприниматели в соответствии с требованиями настоящего федерального закона обязаны уведомить о начале осуществления деятельности по перевозке грузов автотранспортным средством, в том числе с использованием прицепа или полуприцепа на коммерческой основе уполномоченный орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Право осуществления деятельности по перевозке грузов автотранспортным средством, в том числе с использованием прицепа или полуприцепа предоставляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю со дня регистрации уведомления о перевозке грузов в реестре уведомлений о перевозке грузов (далее – реестр) и утрачивается в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, автотранспортного средства, запись о котором исключена из реестра со дня такого исключения.
Заключение договора перевозки груза автотранспортным средством (оформление транспортной накладной), заключение договора фрахтования, предусматривающего перевозки грузов автотранспортным средством, оформление путевого листа для перевозки груза, а также оформление указанных документов в форме электронных документов при отсутствии у лица права на осуществление коммерческой деятельности по перевозке груза не допускается.
Основные пункты про экспедиторов:
Лицо, намеревающееся осуществлять экспедиционные услуги, обязано до начала их осуществления подать в федеральный орган исполнительной власти в области транспорта заявление о включении его в реестр экспедиторов. Форма указанного заявления и перечень прилагаемых к нему документов, а также порядок формирования и ведения реестра экспедиторов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Оказание экспедиционных услуг лицами, сведения о которых не включены в реестр экспедиторов, не допускается.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Проект федерального закона «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект) разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В.Путина от 29 ноября 2011 года № ВП-П9-8452 в отношении введения квалификационных требований для допуска перевозчиков на рынок внутренних грузовых автомобильных перевозок, в целях повышения безопасности на автомобильном транспорте.
В органах МВД России зарегистрированы 6,79 млн. грузовых автомобилей, которые по экспертной оценке принадлежат 250-300 тыс. собственникам.
В 2023 году в общей работе транспортного комплекса подавляющий объем перевозки грузов (73,6% или 6,2 млрд. тонн) приходился на автомобильный транспорт.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 поручено принять меры по снижению к 2024 году по сравнению с 2017 годом смертности в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в 3,5 раза.
При этом в 2023 году произошло 9,893 тыс. ДТП из-за нарушений водителями грузовых автомобилей правил дорожного движения, погибло 1588 человек, что в 9 раза больше числа погибших в ДТП по вине водителей пассажирских автобусов (176 чел.).
Основной причиной этого является отсутствие должного контроля за грузовыми перевозками в связи с отменой лицензирования и введением с 2009 года требования об уведомлении о начале осуществления перевозочной деятельности в порядке, установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
По данным Ространснадзора на 2 апреля 2024 года о перевозочной деятельности уведомили только 46 121 владельцев автомобилей или менее 20% от общего числа собственников автомобилей.
Соответственно контроль за деятельностью 80% перевозчиков не осуществляется, полностью отсутствует контроль за используемыми ими для осуществления перевозок грузов транспортными средствами.
По экспертным оценкам в настоящее время более 60% перевозок грузов осуществляется фактически по «серым» схемам физическими лицами, которым владельцы грузовых автомобилей с целью снижения налогов и ухода от ответственности предоставляют их по договорам аренды, предоставляя также и объем работ, 56,2% грузовых транспортных средств зарегистрированы на физических лиц.
В этих условиях добросовестные перевозчики, подавшие уведомление о своей деятельности, находятся в неравных конкурентных условиях с нелегальными перевозчиками.
По экспертной оценке в случае легализации грузовых перевозок налоги с доходов от перевозки грузов могут ежегодно составить порядка 450 млрд. рублей (мне кажется, это основная мысль).
В целях защиты жизни и здоровья граждан, их прав и законных интересов при перевозках грузов за плату определена цель законопроекта, которой является формирование правовых условий и механизмов, обеспечивающих защиту интересов потребителей транспортных услуг, повышение качества и безопасности перевозок грузов автомобильным транспортом, обеспечение поступления дополнительных доходов в бюджет.
Указанные цели достигаются посредством обеспечения прозрачности в деятельности грузоперевозчиков для грузоотправителей, контрольных и надзорных органов посредством включения сведений о перевозчиках, осуществляющих перевозки грузов на коммерческой основе за плату, а также о принадлежащих им транспортных средствах, в общедоступный единый реестр перевозчиков грузов. Исключение сведений их реестра влечет прекращение права на осуществление перевозок грузов.
Требование о размещении в реестре сведений устанавливается в отношении грузовых автомобилей, имеющих технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, т.е. категорий N2 и N3. Уведомление о начале деятельности в отношении транспортных средств имеющих более 2,5 тонн и не более 3,5 тонн (категория N1), предоставляется в соответствии с ранее установленным порядком.
Требование в отношении внесения в реестр сведений о грузовых автомобилях, осуществляющих перевозку для собственных нужд, не применяется.
С целью обеспечения удобства грузоотправителей по выбору перевозчиков, решения отдельных логистических задач, предусмотрено право перевозчика включения в реестр сведений о перевозимых им грузах, указание территорий, в пределах которых преимущественно осуществляются перевозки, максимальной страховой суммы, в пределах которой грузовладельцу возмещается причиненный грузу вред, ссылка на наименование сайта перевозчика в сети «Интернет».
Законопроектом предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать все требования законодательства по содержанию автомобилей в исправном техническом состоянии, проведению медицинского осмотра водителей, наличию в штате ответственного специалиста и другие требования, установленные в статье 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Ведение реестра перевозчиков в соответствии с положениями законопроекта осуществляется в форме электронного документа. Перевозчики представляют уведомления с использованием личного кабинета на едином портале в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что позволит использовать существующие отраслевые и межведомственные информационные ресурсы, в том числе портал «Государственных слуг», и не потребует дополнительных бюджетных средств на ведение реестра.
Законопроектом предусмотрен конечный перечень случав отказа во включении предусмотренных законопроектом сведений в реестр и исключения таких сведений.
Законопроектом предусмотрен допуск к перевозкам грузов лицами, применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» и не являющимися индивидуальными предпринимателями (самозанятыми гражданами) транспортными средствами, имеющими допустимую максимальную массу от двух тысяч пятьсот килограммов до трех тысяч пятисот килограммов. Устанавливается требование об уведомлении о таких перевозках в порядке, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. В отношении таких самозанятых граждан устанавливаются требования о соблюдении ими требования по обеспечению безопасности перевозок, аналогичных требованиям к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, предусмотренным статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Для обеспечения подготовки перевозчиков к исполнению требований закона, контрольных органов, грузоотправителей, экспедиторов сроки вступления в силу норм законопроекта в отношении направления уведомлений о перевозках грузов транспортными средствами, имеющими максимальную массу более 12 тонн, и более 3,5 тонн разнесены на 180 дней.
Законопроект не создает новых расходных обязательств, в связи
с чем принятие закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Законопроект не оказывает влияние на реализацию государственных программ и соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
По житейски. Если не работают законы, то почему вдруг должен работать реестр? И самое интересное, что вертикаль власти не решает вопрос, причины неделания тех или иных требований. Почему бы не попробавать не гайки заворачивать, а понять простых работяг? Одна из причин частных перевозчиков не платить налоги связана с тем, что они не понимают , за что налоги должны платить, если все платно — медицина, учеба и пр. Учитывая текущую экономику, может нужны субсидии как минимум на запчасти? это, конечно, сложнее. Проще создать реестр и создать доп рабочие места для абсолютно бесполезных людей. И получится как с алкоголем, реестром будут пользоваться и так те, кто находился в белой зоне, а кто был в черной придумают что-то.
Все последние нововведения в области законодательства (и не только транспортного) направлены на вывод финансов из серой зоны и повышению собираемости налогов. Понимаю, что государству нужны деньги, понимаю, что взять их — прямая задача государства. Но ведь не только брать, но и давать надо!
Что даст перевозчику/экспедитору строчка в реестре? Если бы какие-то плюшки были, то народ бы очередь занимал, чтоб в реестр попасть.
Что-то я в этих законодательных инициативах запутался. Погрузился в вопрос, и распутался.
Этот законопроект отозван: https://sozd.duma.gov.ru/bill/595821-8
Теперь другой в деле: https://sozd.duma.gov.ru/bill/682527-8
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.