Белуга (Beluga) Airbus A300-600ST Super Transporter Про Airbus A300-600ST Super Transporter, также известный как Airbus Beluga следует сказать отдельно.
Благодаря большому поперечному сечению фюзеляжа и самому вместительному грузовому отсеку среди всех гражданских и военных самолетов, А300-600ST является уникальным средством доставки по воздуху крупногабаритных грузов.
"Белуга" - это модификация надежного и рентабельного двухдвигательного самолета Airbus A300-600R. Машина оснащена двигателями CF6-80C2 фирмы "Дженерал Электрик".
Грузовой самолет A300-600ST "Белуга" был разработан специально сформированной фирмой Special Transport Aircraft International (SATIC), предназначенный для перевозки крупногабаритных конструкций (секций фюзеляжа, консолей крыла, поверхностей оперения и двигателей) для пассажирских самолетов консорциума "Эрбас Индастри" с заводов-изготовителей во Францию на сборочный комплекс в Коломье (пригород Тулузы). Самолет отличается увеличенным диаметром фюзеляжа и открывающимся вверх носовым обтекателем. Максимальная платная нагрузка 50 т. Всего было выпущено 5 экземпляров Airbus A300-600ST, которые работают практически только на саму компанию Airbus. Всего планируется выпустить до 15 самолетов.
Первый полет состоялся 13 сентября 1994 года. А в октябре 1995 года, после завершения 335-часовй программы летный испытаний был получен сертификат летной годности, позволивший приступить к эксплуатации в январе 1996 года. Второй самолет поднялся в воздух 26 марта 1996 года, а третий - 21 апреля 1997 года.
В своем очень большом транспортном отсеке с рабочим объёмом около
1.400 м3 Beluga может транспортировать грузы с общим весом до 47 т. Транспортный отсек имеет 37,7 м в длину и 5,43 м в ширину. Диаметр фюзеляжа составляет 7,40 м. С такими размерами Beluga берет на борт пару крыльев Airbus A330 в сборе или большинство частей корпуса Airbus A319.
При полной загрузке (47 тонн) дальность полета достигает около 1700 км на скорости до 750 км/ч (M 0,7). При половинной загрузке (26т) увеличивается дальность полета до 4600 км.
Для приема A300-600ST к аэропортам особых требований не выдвигается. Так в феврале 2004 г. через Международный аэропорт Шереметьево были выполнены рейсы на космодром Байконур (Казахстан) для доставки крупногабаритных грузов аэрокосмического назначения. Белуга также был использован в рамках подготовки к проведению выставки "Затонувшие сокровища Египта" для перевозки ряда ее экспонатов из Египта в Европу. 10 апреля 2002 г. в аэропорту Александрии на борт самолета A300-600ST были погружены три огромные статуи, изображающие бога Хапи, а также царя и царицу из династии Птолемеев, и ещё около 40 ящиков с экспонатами меньшего размера. Высота статуй-колоссов превышает пять метров, а вес каждой из них составляет 5,5 т. Самолет вылетел из Египта и приземлился в берлинском аэропорту Шенефельд 11 апреля.
Как уже было сказано, A300-600ST Beluga имеет особенность – загрузка со стационарного специализированного погрузочно-разгрузочного оборудования. Это связанно с тем, что загрузочный люк находится спереди и над кабиной пилотов.
Технические данные Размах крыльев: 44,84 м
Длина: 54,16 м
Высота: 17,24 м
Площадь крыльев: 260,00 м3
Масса пустого: 86.500 кг
макс. взлетная масса: 155.000 кг
макс. посадочная масса: 140.000 кг
макс. грузоподъемность: 47.300 кг
Объём груза: 1.400 m3
макс. скорость: 780 км/ч
крейсерская скорость: 750 км/ч
Длина разбега: 1.950 м
Пробег при посадке: 1.176 м
Дальность полета: 1.700 км
Рабочая высота: 10.670 м
Двигатели: 2 Турбовентиляторные турбины General Electric CF6-80C2A1 каждая 262,4 кН
Ну и еще фото:
Для специальных транспортных операций можно напрямую арендовать машину у дочернего предприятия
Airbus Transport International.
Преимущество "Руслана" перед Dreamlifter и Beluga в более простой возможности погрузки и разгрузки
Для сравнения:
Загрузка Ан-124-100 "Руслан"