"Транспортные войны" бьют по кошельку перевозчиков. В Москву для обсуждения вопросов, связанных с возобновлением устойчивого транзита российских грузов через территорию Финляндии, прибыла делегация Министерства транспорта и связи этой страны.


Аватар пользователя Логист.ру
Транзит через Финляндию оказался под вопросом после того, как транспортные ведомства обеих стран начали последовательно ужесточать правила въезда иностранных грузовых автомобилей на свою территорию. Страдают от «транспортных войн» прежде всего автомобильные перевозчики, каждый из которых только за август 2002 года потерял в среднем от $2000 до $15000.
Ты — мне, я — тебе
В августе 2001 года было подписано российско-финское межправительственное соглашение, протокольная часть которого снижала максимально допустимую массу для отдельных категорий подвижного состава с 55 до 44 тонн на въезд в Россию. 1 августа 2002 года это соглашение вступило в силу. Незадолго до этого, в начале июля 2002 года, Министерство транспорта и связи Финляндии запретило въезд на территорию страны российских грузовиков неевропейского производства.
По мнению многих автоперевозчиков, таким образом финны решили «отомстить» российским транспортникам. В результате принятия ограничения по массе для финских грузовиков, по данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), объем грузоперевозок леса на карельском участке российско-финской границы сократился в августе на 38%.
Также с 1 августа финские транспортники снизили ограничение допустимой массы российских лесовозов, въезжающих в Финляндию, с 42 до 38 тонн. В результате, по данным представительства АСМАП по Северо-Западу РФ, без работы осталось около 400 автомобилей, принадлежащих различным российским транспортным компаниям, перевозящим лес.
Решили договориться
В конце августа также стало известно о том, что финская сторона не намерена выдавать российским автоперевозчикам очередную партию разрешений на въезд, запас которых оказался исчерпан к 30 августа. В свою очередь, и Министерство транспорта РФ в своем письме к финской стороне от 9 августа пообещало к 9 сентября отозвать все подписи под прошлогодним протоколом, что означает признание недействительными ранее выданных разрешений. В итоге уже на этой неделе автоперевозки могут прекратиться как с той, так и с другой стороны. Для разрешения создавшейся ситуации 3 сентября делегация финского транспортного ведомства прибыла в Москву для проведения переговоров с представителями Минтранса РФ.
Русский транзит
Представители транспортной индустрии России по-разному оценивают шансы достижения договоренности на переговорах. «Если Россия согласится вернуться к ограничению в размере 55 тонн без адекватного признания со стороны Финляндии, то наши автоперевозчики будут поставлены в унизительное положение», — считает ведущий специалист — заместитель начальника представительства АСМАП по Северо-Западу РФ Константин Шаршаков. По его мнению, финские перевозчики и так на протяжении 10 лет пользовались незаслуженными льготами, что позволило им построить свою лесоперерабатывающую промышленность. «Россия же ничего от этого не имела, кроме разбитых дорог», — считает Константин Шаршаков. По его мнению, потери финских перевозчиков от российских ограничений никак нельзя сравнивать с потерями наших компаний. «Если у нас без работы осталось около 400 автомобилей, то у финнов всего лишь возросла себестоимость перевозок для 100 машин», — уверен Константин Шаршаков. Все вводимые Финляндией ограничения он связывает с тем, что эта страна просто не в состоянии справиться с российским транзитом через свою территорию.
Однако большинство руководителей транспортных компаний Северо-Западного региона сходятся в том, что данная ситуация абсурдна и будет обязательно разрешена в результате переговоров. «В том, что случилось, виноваты исключительно человеческие амбиции, теперь же дело в руках умных людей, которые смогут решить эту проблему», — считает генеральный директор ЗАО «Трансэк» Михаил Ковальчук. По его мнению, сторонам удастся добиться соглашения на взаимовыгодных условиях. Михаил Ковальчук уверен, что идеальной является система, при которой действует ограничение по массе 42 тонны без специальных разрешений и 44 тонны со специальными разрешениями. Ущерб, нанесенный «транспортной войной» ЗАО «Трансэк», он оценивает в $15.000.

АвтоТрансИнфо