Санкт-Петербург может потерять перевалку


Аватар пользователя Лев Валентинович

Порт Бронка еще недостроен, но может получить исключительные полномочия

Ассоциация морских торговых портов России (АСОП) против предложения Федеральной таможенной службы (ФТС) ограничить полномочия при проведении документального таможенного контроля на пяти таможенных постах на Балтике, говорится в письме исполнительного директора АСОП Серика Жусупова главе ФТС Андрею Бельянинову (есть у «Ведомостей»).

В феврале Бельянинов обратился к полпреду президента в СЗФО Владимиру Булавину и к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко с инициативой перенести все полномочия по таможенному декларированию на посты портов Бронка и Усть-Луга «в целях снижения риска нарушения таможенного законодательства».

Основной грузооборот Большого порта Санкт-Петербург приходится на грузовые районы 1–4, которые находятся на территории или вблизи от действующих таможенных постов, Бронка и Усть-Луга – на расстоянии 60 и 160 км соответственно, следует из письма АСОП. Перенос таможенного контроля в эти два порта станет причиной роста расходов на оформление, досмотровые операции и увеличения сроков хранения грузов, что в конечном счете приведет к росту затрат на перевалку грузов в порту Санкт-Петербург и их оттоку в порты Прибалтики.

Инициатива ФТС создает условия для недобросовестной конкуренции, предоставляя операторам Бронки и Усть-Луги необоснованные преимущества, считают в АСОП. Письмо в ФТС также направила T. A. Management, управляющая компания группы UCL Holding (работает в порту Санкт-Петербург). Гендиректор компании Игорь Федоров приводит аналогичные аргументы, замечая, что изменение системы таможенного администрирования приведет к увеличению сроков прохождения грузов и снижению качества таможенного контроля.

Перенос полномочий по декларированию в два порта может привести к увеличению срока таможенного прохождения на сутки и скорректировать цены, считает директор по развитию экспедиторской группы FMG Сергей Попов. Можно ожидать перераспределения части грузопотока в эти два порта, добавляет он.

Вывод оформления грузов значительно усложнил бы работу клиентам терминала в порту Санкт-Петербург, создав дополнительные административные барьеры, увеличив сроки и стоимость обработки контейнеров, говорит представитель Global Ports. По его словам, итогом может стать перераспределение грузопотоков в направлении Бронки и, как следствие, обесценивание государственных и частных инвестиций в развитие порта Санкт-Петербург. Передача оформления в одни руки неизбежно создаст значительные неудобства для клиентов других терминалов, таким образом, Бронка получит преференции за счет других участников рынка, говорит один из логистических операторов. Таможенный пост в Усть-Луге слишком далеко и вряд ли составит реальную конкуренцию Бронке, считает другой участник рынка.

Порт Бронка строит ООО «Феникс», входящее в холдинг «Форум» Дмитрия Михальченко. Первая очередь порта, которая включает контейнерный терминал на 1,45 млн TEU, терминал накатных грузов (260 000 шт.) и логистический центр, введена в эксплуатацию в конце декабря 2015 г., говорит представитель компании. До 2036 г. в проект планируется вложить около 60 млрд руб., из которых 42,6 млрд руб. – частные, остальное – федеральные средства. Михальченко поддерживает закрепление за таможенными постами Бронка и Усть-Луга полномочий по таможенному контролю, следует из его интервью, опубликованного на этой неделе в «Деловом Петербурге». «Создание центра электронного декларирования позволит иметь единую прозрачную экономическую политику в масштабе всей Балтийской таможни и создаст условия для ускорения выпуска товаров», – считает он. По телефону Михальченко вчера отвечал другой человек. Сотрудник ХК «Форум» сказал, что гендиректор находится в Москве.

К существенному перетоку груза перенос полномочий не приведет, все сведется к тому, что в Бронку начнут ездить курьеры с бумагами, считает гендиректор Infranews Алексей Безбородов. В Бронке до сих пор нет перевалки, напомнил он. Ни Бронка, ни Усть-Луга пока еще не обладают достаточным объемом сотрудников и техническим оснащением, чтобы принимать большое количество грузов, говорит Василий Ицков, руководитель практики разрешения споров ИФК «Горизонт капитал».

В январе грузооборот портов Петербурга и Ленобласти сократился на 4% до 17,3 млн т, из которых 3,7 млн т – перевалка в порту Санкт-Петербург, 7,3 млн т – в Усть-Луге, сказано в материалах ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря». Грузооборот в порту Бронка не зафиксирован.

(с)Ведомости