С вхождением Эстонии в ЕС отпадёт таможенное оформление грузов в отношении стран ЕС, но в отношении третьих стран оно усложнится.


Аватар пользователя Логист.ру
С вхождением Эстонии в ЕС отпадёт таможенное оформление грузов в отношении стран ЕС, но в отношении третьих стран оно усложнится. Самое существенное изменение таможенного режима состоит в том, что между странами ЕС осуществляется свободное движение товаров. «С таможней надо общаться только в тех случаях, когда товары поступают из третьих стран или оформляются туда», — рассказывает руководитель службы таможенной технологии Хели Тарик. Таможенная статистика будет заменена статистикой товарообмена, которую предприятия будут передавать в Департамент статистики.

Таможенное оформление станет сложнее, поскольку будут применяться процедуры и тарифы ЕС. «Понятие статуса товара начали применять в Эстонии уже с 1 июля 2002 г., но с вхождением в ЕС его значение сильно возрастёт, поскольку от него будет зависеть таможенное оформление груза. Взят курс на электронное оформление таможенных деклараций», — говорит Тарик. Шире будет применяться контроль оформленных документов после освобождения товара, например, будут изучать бухгалтерскую документацию фирмы.

Нововведением станет экспортная сельскохозяйственная политика (CAP), которая будет применяться в отношении тех товаров, которые будут иметь экспортные субсидии. «ЕС требует проверки 5% всех сельхозтоваров», — добавила Тарик.

В настоящее время большинство таможенных оформлений падает на товарообмен со странами ЕС, так что после объединения объём оформлений должен упасть. Таможенный департамент оценивает, что он сократится до примерно 10% от нынешнего объёма оформлений. Более существенное сокращение объёма удержит оформление железнодорожного транзита топлива, древесины и различных химикалий из России.

Можно ожидать и изменения порядка работы пограничных таможенных пунктов. Такие пограничные таможенные пункты, как Икла, Мурати и Валга, станут внутренними пограничными таможенными пунктами. «На внутренних таможенных пунктах таможенные услуги оказываться не будут, но таможни в сокращённом составе пока сохранятся. «Они будут заниматься проверкой и анализом рисков, а при необходимости проводить и выборочный контроль», — пояснила Тарик. Число пунктов также будет сокращено, но в каждом уезде останется хотя бы один таможенный пункт.

С вхождением в ЕС будет использоваться единая для всего Евросоюза система таможенных тарифов (TARIC). Это означает, что все вывозимые из ЕС и ввозимые в ЕС товары будут обрабатываться по единой для всех стран схеме, которая основана на единой комбинированной товарной номенклатуре. Ныне применяемая в Эстонии для кодирования товаров гармонизированная товарная номенклатура имеет коды из 10 цифр, европейская — из 8.

С 1 мая 2004 года должна начаться эксплуатация системы электронного надзора за применением процедуры таможенного транзита (NCTS), которую используют участники конвенции единой системы автодорожного транзита. Суть системы — электронный обмен информацией по осуществлению транзитных операций. Эстония планирует расширить применение системы и на железнодорожный транзит — пилотный проект стартует 1 января. Юридическим документом будет передаваемая системой транзитная декларация.

Если сегодня в Эстонии в отношении товаров применяется 100 различных таможенных мер, то в ЕС — 100 000 различных тарифов, квот, антидемпинговых таможенных налогов, запретов и т.п. «Нашей особенностью является и то, что мы добавим в систему налоги, которые в ЕС не гармонизированы, например, акцизы и НСО», — добавила Тарик.

АвтоТрансИнфо