На М-11 начнется тестирование беспилотных транспортных средств


Аватар пользователя Наталья Санникова

До декабря 2018 года на трассе М-11 могут начаться тестовые рейсы беспилотных грузовиков. К проекту проявили интерес ГАЗ, «Камаз», Skania, «АвтоВАЗ», Volvo. Эксперты логистических компаний рассказали о развитии и перспективах беспилотных технологий в России.

Вадим Плотников, технический директор группы компаний AsstrA

Тестирование беспилотных грузовиков идет уже давно, однако ни одна компания еще не  осуществляет регулярные отправки грузов без живых водителей.

Основные расходы транспортно-логистических компаний — заправка ТС (транспортных средств) и оплата труда водителей. Реальное применение беспилотных транспортных средств должно привести к уменьшению затрат и, как следствие, стоимостью перевозок.

Но для того, чтобы все участники процесса перевозки смогли ощутить выгоду от использования автономных грузовиков, выручка производителей таких ТС не должна стать ниже той, что есть сейчас. В противном случае им будет просто не интересно разрабатывать и выпускать беспилотный транспорт.

Транспортные компании будут готовы приобретать такие грузовики в том случае, если их стоимость и затраты на обслуживание не превысят 15% по сравнению с обычными ТС.

Денис Бэнэвиз, руководитель отдела методов, процессов и инноваций FM Logistic

Пока что использование беспилотных грузовиков невозможно без контроля водителя: беспилотный режим пригоден для скоростных трасс, а последние трудные участки требуют управления человеком. К тому же, для их использования пока что нет необходимой законодательной базы, не продумано страхование, недостаточно хорошее качество дорог. Более того, сейчас никто не может гарантировать, что у беспилотника не возникнет проблем во время сложных погодных условий — к примеру, при сильном снегопаде.

Левкович Александр, финансовый директор транспортной компании Intertransavto (ITA)

Многие компании по всему миру разрабатывают беспилотные грузовые автомобили. Россия также старается следовать новым трендам рынка перевозок. Особый интерес к разработкам проявила группа ГАЗ и компания «Камаз», которые в числе остальных намерены поучаствовать в тестовых запусках беспилотников на трассе М-11.

В конце лета ГАЗ представила два автономных авто на базе «Газель Next». Эти транспортные средства запрограммированы таким образом, что могут двигаться только по заданному оператором маршруту. К тому же модели обладают системой обнаружения статичных и динамических препятствий.

«Камаз», например, совместно с «ВИСТ Групп» и Cognitive Technologies занимается разработкой беспилотного автомобиля и планирует завершить ее к 2020 году.

Важным направлением в области развития беспилотных перевозок автомобильным транспортом является дистанционное управление. Работает он следующим образом:  после того, как беспилотный грузовик выезжает на шоссе, система автономного вождения использует дистанционное управление со стороны специально обученного водителя, находящегося на удалении и способного довести грузовик до места назначения. Компания Volvo не так давно был представила концепт платформы для перевозки грузов. Модель не имеет кабины, а ее управление производится удаленно.

Считаю, что массового использования беспилотных грузовиков в ближайшей перспективе ожидать не стоит, так как пока будущие разработки представляют собой только идеи. Несмотря на то, что автомобиль беспилотный, необходимо контролировать процесс доставки и движения транспортного средства. И, конечно, для реализации плана по массовому внедрению автономных грузовиков требуется разработать единый организационно-юридический подход к данному новшеству.

Павел Богданов, директор по операциям логистической компании «ДАКСЕР» 
  
За последние 10 лет именно в логистике начали активно применять автоматизированные и роботизированные технологии. Самое распространенное — складские технологии, например, pick-by-light, pick-by-voice и т.д. Также некоторые компании активно применяют автоматические погрузчики, складских роботов и дронов, а крупнейшие игроки рынка имеют полностью автоматизированные склады, где все операции выполняются без помощи людей. 

Создание и тестирование беспилотных грузовиков тоже не стоит на месте. Многие концерны уже выпустили ряд транспортных средств, готовых к реальному использованию при перевозках. Я считаю, что автономные машины — очень перспективное направление. Во-первых, применение беспилотников должно повысить уровень безопасности на дорогах, а во-вторых, решит проблему нехватки квалифицированных водителей. 
  
Единственное ограничение, которое не дает внедрять беспилотные транспортные средства для повсеместного применения — законодательство. Нужно четко прописать и определить, кто будет отвечать в случае ДТП с участием таких транспортных средств, на кого ляжет компенсация людям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и ущерба за испорченный товар. 

Вячеслав Тимонин, IT-советник генерального директора транспортной компании «ПЭК»

Во всем мире, в том числе и в России, еще не создана необходимая инфраструктура для массового использования беспилотных автомобилей. К тому же за последние пять лет наше законодательство практически не изменилось относительно вопросов ответственности владельцев и производителей беспилотников. Интернет вещей и сети пятого поколения сейчас только развиваются, у технических средств автопилотирования еще нет необходимых мощностей программного и аппаратного обеспечения для безопасного использования беспилотных ТС в городах и на дорогах общественного пользования.