Логистика в Арктике: не надо сравнивать Северный Морской Путь с Суэцким каналом


Аватар пользователя Логист.ру

Северный Морской Путь (СМП) не является альтернативой Суэцкому каналу, но может быть устойчивой морской трассой, если удастся увеличить грузопоток, сезон проводки, а также транспортный и ледокольный флот.Уверенность в этом выразил руководитель ФГКУ «Администрация Севморпути» Александр Ольшевский на конференции «Логистика в Арктике», прошедшей вчера в Мурманске.

Он, в частности, рассказал, что главным отличием 2013 года явилось установка критериев допуска судов на акваторию СМП. Эти критерии прописаны в законе «О Северном Морском Пути».

Закон предоставляет равный допуск в акваторию СМП всем судам, а не только российским, причем не только ледового класса. Например, суда с ледовыми усилениями (а также без усилений) имеют право на плавание в акватории СМП с июня по ноябрь.

«Новые правила действуют уже год и ставят условия, при которых обязательно нужна проводка судов ледоколами», — рассказал Ольшевский.

Говоря о масштабах перевозок по акватории, руководитель Учреждения отметил, что в 2012 году по СМП было перевезено 3 895 900 тонн грузов, в 2013 цифра практически неизменилась, составив 3 914 001 тонну. Поэтому пока не просто преждевременно, а даже некорректно противопоставлять СМП Суэцкому каналу.

Комментируя ситуацию с таянием Арктических льдов, Ольшевский подтвердил, что в 2012 году была наименьшая площадь льда в Арктике за всю историю наблюдений. В 2013-м году площадь льда была чуть больше.

«Как бы не складывалась ситуация с климатическими изменениями, нам все равно понадобятся новые ледоколы для работы на трассе СМП. Даже если льды будут продолжать таять, то увеличится срок навигации, количество проводок, а также расширятся районы освоения ресурсов», — прокомментировал Ольшевский.

Разрешение на плавание в акватории СМП

Напомним, что именно Администрация Севморпути решает выдавать или не выдавать разрешение на плавание судна в акватории СМП. Решение принимается на основаниизаявления судовладельца, которое, помимо прочего, должно содержать подтверждение того, что судовладелец обеспечит соответствие судна правилам до его захода в акваторию СМП.

По словам Ольшевского, в 2013 году Администрация получила 718 заявок на разрешение, и первоначально отказала в плавании по акватории 83 судам. В результате доработок заявлений и прилагающихся документов, только 18 судам (3,5% от общего количества заявок) было отказано в проходе по акватории.

«Все суда, получившие отказ, подчинились решению Администрации, кроме одного – Arctic Sunrise, принадлежащего организации Гринпис. Оно не подчинилось нашему решению, вошло в акваторию СМП, и, как следствие, было выдворено оттуда, после чего отправилось в район дислокации буровой платформы Приразломная. Чем это закончилось — всем известно», — рассказал Ольшевский.

Он рассказал, что Администрация Севморпути отказывала Arctic Sunrise в разрешении на плавание по СМП четыре раза. Это было связано с ошибками в документах, например, просроченном квалификационном свидетельстве, неправильно указанном классе судна, и т.д.

Экологические риски и готовность в Арктике

Кроме вопросов, связанных с развитием СМП, большое внимание участников конференции было уделено экологической безопасности арктических проектов.

Окружающая среда Арктики состоит из уникальных экосистем и требует совместных мер по защите», — уверен заместитель Губернатора Мурманской области Григорий Стратий.

А Генеральный Консул Королевства Норвегии в Мурманске Уле Андреас Линдеман отметил, что, не смотря на опыт отдельных стран и стремление развивать безопасные технологии для добычи в Арктике, «лучшим решением будет не загрязнять».

«Мы переносим накопленный опыт работы в нефтегазовой сфере с суши на море, и в случае ошибки, второго шанса у нас не будет – хрупкая природная среда Арктики нам его не даст», — уверен Уле Андреас Линдеман.

Реалистично глядя на вещи, он заявил, что компаниям-операторам, работающим и собирающимся работать в арктических районах, вряд ли удастся избежать аварий в северных морях, поэтому многое будет зависеть от сотрудничества международных структур и ведомств, которые занимаются контролем и мониторингом.

Анна Киреева / bellona
Подробнее: http://www.bellona.ru/articles_ru/articles_2013/1397039637.76