Белорусская железная дорога ставит задачу выравнять внутренние и внешние тарифы на грузоперевозки.


Аватар пользователя Логист.ру
Минск. Переход на единый железнодорожный тариф сделал актуальными для Белорусской железной дороги (БЖД) две темы — увеличение объемов перевозок и получение прибыли от внутреннего грузового сообщения. Об этом пишет еженедельник «Белорусский рынок». Как сообщил начальник экономической службы БЖД Александр Грецкий, с 15 августа произошло повышение внутренних грузовых тарифов на 32%. Стоит напомнить: за I полугодие окупаемость внутренних грузоперевозок составила лишь 75,8%. В начале августа эксперты прогнозировали скорое повышение, но тогда их фантазия не шла дальше 6-8%. Так что сделанный шаг можно смело назвать радикальным, и, по словам А. Грецкого, возможно, он позволит сделать рентабельными эти перевозки в ближайшее время (не исключено даже, что к концу года). Более того, продолжил он, в перспективе БЖД ставит задачу выравнять внутренние и внешние тарифы на грузовые перевозки. Сегодня они разнятся примерно в 5 раз.

С 1.07.2002 г. БЖД и российские железные дороги применяют внутрироссийский тариф (прейскурант 10-01) на экспортно-импортные перевозки грузов железнодорожным транспортом в сообщении между Беларусью и Россией. Транзитных перевозок новый порядок не коснулся.

Некоторые белорусские эксперты заявляли, что переход на прейскурант 10-01 означает для БЖД потерю около 15,6 млрд. BYR, а с учетом Калининградской области — и всех 21 млрд. BYR. Этот нюанс стоит выделить особо. Белорусская сторона по примеру Евросоюза предлагала расценивать Калининградскую область как заграницу и, значит, не применять единый белорусско-российский тариф. Понятно, что россияне не сочли эту позицию адекватной. И поскольку Беларусь не ЕС, то переговоры на эту тему прошли быстро и эффективно. Так что сейчас перевозки из РБ и РФ в Калининград осуществляются по внутрироссийскому тарифу (за исключением участка литовских дорог, естественно).

Тема потерь активно эксплуатировалась и в РФ. Так, по словам вице-премьера Правительства РФ В. Христенко, от введения единых железнодорожных грузовых тарифов выиграли отправители грузов обеих стран, а перевозчики понесли потери. Причем, подчеркнул он, потери белорусских перевозчиков будут примерно в два раза меньше по своим объемам, чем потери российских.

В любом случае спорить о потерянном уже поздно, и сегодня главная задача БЖД — компенсировать произошедшее снижение тарифов ростом перевозок. По словам замначальника службы грузовой работы и ВЭД БЖД Василия Зеленковского, практически за месяц с момента введения единых тарифов на железнодорожные перевозки объем перевозок грузов белорусскими грузоотправителями в Россию в вагонах увеличился на 17%, в контейнерах — на 10-15%.

Всего за период с 1 июля по 18 августа этого года в Беларусь из РФ было ввезено на 50 тыс. тонн грузов больше, чем за аналогичный период прошлого года (503,7 тыс. т против 453,7 тыс. т), вывезено в Россию соответственно на 22,6 тыс. т больше (555 тыс. т против 532,4 тыс. т).

При этом наиболее выгодными стали контейнерные перевозки, тарифы на которые на территории РФ снизились до 60%. В некоторых случаях тариф для перевозки трех контейнеров ниже, чем для одного крытого вагона. Среди предприятий Беларуси, которые наиболее оперативно воспользовались новыми условиями, — ОАО «Атлант, «Белсолод», ОАО «Мозырьсоль», РУП «Беларуськалий» и др. В ближайшее время ожидается значительный рост перевозок предприятий белорусской лесной промышленности в Калининградскую область. Прогнозы по дальнейшему росту объема грузоперевозок cпециалисты БЖД делать затрудняются, но отмечают, что это лишь начало процесса. «Пока идет раскачка, но она показывает, что предприятия уже активно работают», — отметил В. Зеленковский.

АвтоТрансИнфо