Управление рисками при организации перевозок – главные проблемы


Аватар пользователя Антон Бородин
  • Человеческий фактор – ошибки и упущения (возможно, умысел) сотрудников как самой компании, так и субподрядчиков.
  • Профессиональный фактор – отсутствие должного уровня риск-менеджмента, низкий уровень знаний и опыта участников рынка.
  • Юридический фактор – несовершенство законодательства, спорная судебная практика, презумпция вины транспортного оператора.
  • Страховой фактор – отсутствие на страховом рынке полноценных продуктов для транспортных компаний, низкий уровень культуры страхования.

Результат: указанные проблемы оказывают непосредственное влияние на практику работы любого транспортного оператора, которая в конечном итоге сильно расходится с теорией.

Примеры:

Человеческий фактор- примеры из практики страховых компаний

  • $78 тыс. — Конфискация груза – сотрудник экспедитора неправильно перевёл инвойс и вбил в декларацию «сигары» вместо «сигариллы»
  • $30 тыс. — Отказ от груза – водитель спрятал контрабандные сигареты в грузе, и тот был задержан таможней на 2 месяца
  • $300 тыс. — Кража косметики со склада сотрудниками складского оператора
  • $1,5 млн. — Ошибка сотрудника при передаче инструкций касательно температурного режима для 4-х контейнеров с грузом
  • $40 тыс. — Конфискация груза – водитель забыл уничтожить экспортную декларацию, вспомнил об этом при виде таможенника, достал её из бардачка… и попытался съесть. Не получилось…
  • $120 тыс. — Порча груза в результате отключения рефустановки водителем – она своим шумом мешала ему спать
  • $300 тыс. — Кража груза – водитель остановился на отдых недалеко от дома, отцепил тягач от прицепа и поехал к себе ночевать, бросив груз на закрытой бензоколонке
  • Полная гибель груза – водители ушли в запой, груз (химия) был заморожен, а при попытке отогреть паром – испорчен окончательно . Штраф за загрязнение окружающей среды – испорченная химия затем была вылита в соседнее озеро…

 

Профессиональный фактор- примеры из практики страховых компаний

  • $1,5 млн. — Кража груза – с территории российского порта мошенниками было вывезено 16 контейнеров с электроникой
  • $400 тыс.-  Кража груза – мошенники, оперируя документами компании, вывозящей мусор, украли 5 машин с кофе
  • 6 контейнеров с грузом смыло за борт – из-за неверно составленного договора экспедитор-агент по решению суда был вынужден оплатить убыток полностью
  • Недостача металла по весу – груз был принят в порту отгрузки по весу, а сдан в порту назначения по осадке судна
  • Кража контейнеров – мошенники вывезли с территории украинского порта 150 пустых контейнеров, которые так и не нашли

Юридический фактор — примеры из практики страховых компаний

  • В результате разбойного нападения на перевозчика, доставлявшего брендовую одежду из Турции в Россию, груз был полностью утрачен, а экспедитору выставлена претензия в размере- $700 тыс.

 

« Перевозчик освобождается от ответственности, если потеря груза, его повреждение или опоздание произошли по вине правомочного по договору лица, вследствие приказа последнего, не вызванного какой-либо виной перевозчика, каким-либо дефектом самого груза или обстоятельствами, избегнуть которые перевозчик не мог и последствия которых он не мог предотвратить.»

Конвенция КДПГ, статья 17.2

 

  • Перевозчик, получивший опломбированный прицеп на складе отправителя и не проверивший его крепление ни перед началом перевозки, ни при выгрузке, получил претензию от заказчика на сумму-   $90 тыс., так как после выгрузки первого грузового места и начала движения ко второму месту выгрузки, оставшийся без «подпорки» груз опрокинулся и получил сильные повреждения

 

« … перевозчик освобождается от лежащей на нем ответственности, когда потеря или повреждение груза являются следствием особого риска, неразрывно связанного с одним или несколькими из перечисленных ниже обстоятельств:

с) с перемещением, погрузкой, размещением или выгрузкой груза отправителем или получателем, или лицами, действующими от имени отправителя или

грузополучателя.»

Конвенция КДПГ, статья 17.4
 

  • Экспедитору, организовавшему перевозку лабораторного оборудования из Западной Европы в Россию, в связи с кражей части груза была выставлена претензия на сумму-$90 тыс.

вместо $ 1 тыс.

… так как юристы заказчика не согласились с применением к данной перевозке условий конвенции, настаивая, что Россия не подписывала выпущенный к ней протокол.

 

«1. …размер подлежащей возмещению суммы определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия его для перевозки.

3. Однако размер возмещения не может превышать 8.33 расчетных единиц за кг недостающего веса брутто.»

Конвенция КДПГ, статья 23
 

  • Экспедитору, организовавшему перевозку брендовой одежды из Турции в Россию, была предъявлена претензия в размере$190 тыс.

помимо $60 тыс. за груз

… так как заказчик страховал груз в своей страховой компании только на инвойсную стоимость; дополнительные потери в виде уплаченных таможенных пошлин они решили взыскать с экспедитора.

 

«Кроме того, подлежат возмещению: оплата за перевозку, таможенные сборы и пошлины, а также прочие расходы, связанные с перевозкой груза, полностью в случае потери всего груза и в пропорции, соответствующей размеру ущерба, при частичной потере; иной убыток возмещению не подлежит.»

Конвенция КДПГ, статья 23.4

 

  • По решению суда перевозчик, водитель которого бросил груз без присмотра на заброшенной бензоколонке и уехал на траке ночевать к себе домой, вынужден был оплатить$300 тыс.

вместо $ 10 тыс.

… так как судом была полностью поддержана позиция истца (страховой компании), сославшегося на 29 статью конвенции и грубую небрежность
со стороны сотрудника перевозчика, что снимало любые ограничения ответственности.

«Перевозчик не вправе ссылаться на положения […], которые или ограничивают его ответственность или переносят бремя доказательства на другую сторону, если ущерб был вызван его злоумышленным поступком или произошел по вине, которая согласно закону, применяемому разбирающим дело судом, приравнивается к злоумышленному поступку.»

Конвенция КДПГ, статья 29.1

 

  • В результате пожара на пароме в Балтийском море заказчик потерял дорогостоящий груз (сельскохозяйственное оборудование), однако смог взыскать с экспедитора только

$30 тыс.

вместо $150 тыс.

… в связи с тем, что суд усмотрел в действиях экспедитора профессиональную ошибку, а доводы заказчика о том, что экспедитор вводил его в заблуждение касательно организации перевозки и без ведома использовал морской транспорт вместо автомобильного, были судом отвергнуты.

 

«При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, ответственность экспедитора […] не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которое отвечает экспедитор».

Федеральный закон 87-ФЗ, Статья 7.2

 

 

Возможности риск-менеджмента зачастую недооцениваются, хотя все затраты приведенные в примерах можно было избежать. Один из методов — это страхование, которое помогает транспортному оператору существенно сократить рисковую составляющую, в том числе в условиях финансового кризиса.

Более подробно о страховании в логистической отрасли я напишу в следующей статье.

Специально для  Вас Сергей Николаев, директор по развитию  ООО «Страховой Брокер «АКСИОМА»

Источник: expoground.ru/news-26-upravlenie-riskami-pri-organizacii-perevozok-glavnie-problemi