Развитие рынка курьерских служб сегодня. Специфика развития компании экспресс-доставки по франчайзинговой модели


Аватар пользователя Татьяна Симутина

Рынок курьерских служб исторически формировался на взаимодействии преимущественно с бизнес-аудиторией. В самом начале деятельности СДЭК доля клиентов b2b составляла 93%, а b2c, соответственно – 7%.

С 2009 года на рынке курьерских служб наблюдается развитие ниши доставки грузов для дистанционной торговли. Появились такие термины, как: наложенный платеж, возврат, примерка, частичная доставка, интеграция и другое. Это специфическое направление, требующее от экспресс-операторов иных компетенций. Не справившись с новыми требованиями рынка, многие игроки просто сошли с дистанции.

Потребности e-commerce и просты, и сложны одновременно: нужно иметь возможность прозрачной и эффективной работы с деньгами, а также опыт работы с физическим лицом. Такое взаимодействие требует осуществления постоянных прозвонов конечных клиентов, сбор обратной связи для повышения качества обслуживания. Чтобы не произошло снижения эффективности курьера, необходимо постоянное повышение его компетенций и профессионализма, внедрение новых информационных технологий, и, как следствие, оснащение курьера передовыми техническими гаджетами. Также требуется непрерывный мониторинг логистических схем для разработки предельно низкой стоимости доставки, ведь цель рынка дистанционной торговли — стоимость товара, которая будет максимально низкой относительно предложений оффлайн-сегмента. Это уже наша общая с Интернет-магазинами задача.

На данный момент, доля клиентов b2с у СДЭК примерно равна 50 %. С уверенностью скажу, что доставка для Интернет-магазинов является однозначным драйвером роста и развития рынка курьерских служб.

Другой ключевой потребностью e-commerce, помимо низкой стоимости доставки, является широта географии присутствия экспресс-оператора. Туда, куда проникла глобальная паутина, а это отдаленные и труднодоступные населенные пункты нашей страны, раньше могла доставить только Почта России. Но мы развиваемся и, на данный момент, городов с возможностью приема наложенного платежа У СДЭУ уже более двух тысяч. Офисов в России, Китае, Республиках Казахстан и Баларусь — больше двухсот, из них более 170 — наши франчайзи.

Сейчас в Российской Федерации наблюдается начало кризисной ситуации в экономике. И это касается не только рынка курьерских доставок. В этом году рост ВВП, по прогнозам составит всего 0,5 %, а в 2015 — ожидается и вовсе отрицательный рост. Введенные санкции негативно отражаются на деловой активности аудитории. С середины лета чувствуется, что рынок b2b стагнирует. К примеру, рост выручки в секторе b2b у СДЭК в 2013 году, относительно 2012 года, составил 32%, а соотношение 2014 года к 2013 — видим динамику на уровне всего лишь 20%. Повторюсь, рынок b2b стагнирует, и в ближайшие года три я не вижу на нем каких-либо положительных изменений.

Однако, наша услуга «Посылка», разработанная специально для отрасли дистанционной торговли в этом году, по сравнению с прошлым, показывает динамику в 40%. Рынок e-commerce в России очень молод. Ему есть еще куда развиваться. К примеру, в исследовании, проведенном компания Hermes Nex Tec, первое место по покупкам в Интернет занимает Великобритания, там доля онлайн-покупателей составляет 82%, тогда как России отведено 8 место, где всего лишь 38% российских пользователей готовы оплатить товар через сеть. Во всем объеме розничного товарооборота на онлайн-магазины в России приходится 2,5%, что оставляет страну на десятой позиции в мире. По этому показателю также выходит в лидеры Великобритания с параметром 13,5%, на втором месте США с показателем 11,6% (источник информации Business Online).

Однако, кризисная экономическая ситуация в России может привести к снижению покупательской способности физических лиц, потому, что, если беднеет бизнес, беднеют и люди. Интересен тот факт, что на рынке Интернет-магазинов практически нет прибыльных проектов. Активное развитие рынка электронной торговли обусловлено сумасшедшими финансовыми вливаниями инвесторов. Но наступит день, когда у них, вместе с пылом и азартом, закончатся и деньги. Мы должны идти иным путем, вместо того, который был избран онлайн-ритейлерами США, к примеру. Повторюсь, но локомотивом развития рынка является именно интернет-торговля.

 

Перейдем ко второй части заявленной темы. Компания СДЭК — технологичная, мы умеем работать с наложенным платежом, возвратами, примеркой, накопили колоссальные базы знаний и опыта, имеем широчайшую сеть доставок и маршрутов, а также географию пунктов выдачи заказов не только в России, но и других странах. В 2014 году произошел некий прорыв — мы первыми из курьерских служб открыли офисы в Китае и Белоруссии. Планируем, что в течение полугода СДЭК станет самой большой сетью в стране. Это стало возможным благодаря развитию сети филиалов по франчайзинговой модели. Франчайзи — как никто замотивированы на успех, ведь они собственники бизнеса, с возможностью получать прибыль под брендом СДЭК. У нас же, в свою очередь, с появлением франчайзи, появляется возможность открытия сотен офисов не вкладывая в это собственный капитал, развития продаж на новых территориях.

На данный момент, доля продаж франчайзинговых офисов составляет 23% в общей массе выручки компании СДЭК. В ближайшие три года планируем увеличить ее и довести до 50%.

И вроде все хорошо, но и здесь ждут подводные камни. Во-первых, это снижение управляемости, во-вторых — риски нарушения стандартов компании и финансовой дисциплины. В 2013 году самые существенные убытки, которые потерпела компания, были связаны именно с дебиторской задолженностью некоторых франчайзи. Судите сами: в твоем бизнесе одновременно появляется еще 190 собственников. С мнением которых приходится считаться. Это не простые наемники. С их появлением ведение бизнеса претерпело некоторые изменения, порой существенные.

Тем не менее, уверена, что в нашей стране развиваться все же можно только в условиях франшизы, что мы делаем более чем успешно!