Транспортный коридор ТРАСЕКА


Аватар пользователя Логист.ру

Транспортный коридор ТРАСЕКА
Валерий Шайкин, вице-президент Союза транспортников России, к. т. н. ©ЛОГИСТИКА и управление www.logistpro.ru

ТРАСЕКА (ТRACECA – Transport Corridor Europe Caucasus Asia) – это единственный проект евроазиатского транспортного коридора по направлению Запад–Восток из Европы, с пересечением Черного моря, через Кавказ и Каспийское море с выходом на Центральную Азию, получивший значительную финансовую, организационную и техническую поддержку международных структур, в первую очередь Евросоюза. Он соответствует глобальной стратегии ЕС по оказанию содействия политической и экономической независимости государств Центральной Азии и Южного Кавказа путем увеличения возможности их выхода на европейские и мировые рынки через альтернативные транспортные коридоры. В конечном итоге ТРАСЕКА должна состыковаться с Транс-Европейскими Сетями (TENs). Кроме того, поддержка коридора преследует цель обеспечить гарантированный, бесперебойный выход каспийских и прикаспийских энергоресурсов на международные рынки. Ежегодное финансирование Евросоюзом проекта ТРАСЕКА составляет 9–11 млн евро.

В свою очередь страны – участницы ТРАСЕКА (Азербайджан, Армения, Болгария, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Румыния, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина) увязывают реализацию своих геополитических и экономических возможностей с развитием транспортно-коммуникационных сетей. Тем более что годовой торговый оборот между Азией и Европой превышает $2 трлн, при этом доля транспортных расходов составляет $200 млрд.

Основные показатели коридора

Коридор ТРАСЕКА удачно расположен между основными товаропроизводителями в Азии и потребителями в Европе и, кроме того, этот маршрут более чем в два раза короче расстояния по основному трансокеанскому направлению от портов Японии до крупнейших западноевропейских портов. Тем не менее говорить о сколько-нибудь значительном грузообороте по этому коридору рано. По информации генерального секретаря Постоянного Секретариата Межправительственной комиссии ТРАСЕКА Р. Дженалинова, в 2005 году объем торговли между странами ТРАСЕКА составил свыше $27 млрд, а между этими странами и государствами Евросоюза – около $200 млрд.

В настоящее время ТРАСЕКА обслуживает в основном потребности во внешнеторговых грузоперевозках стран, тяготеющих в силу своего геополитического положения к транзиту по данному маршруту. Так как достоверная статистика о транзите по всему коридору отсутствует, приблизительные оценки можно сделать только косвенным путем. Согласно ряду источников, в странах – участницах коридора в последние годы ежегодный суммарный объем транзитных грузоперевозок по маршруту ТРАСЕКА через Украину, Грузию, Азербайджан оценивается в 40– 50 млн т. По информации национального секретаря от Азербайджана при Постоянной Межправительственной комиссии ТРАСЕКА Акифа Мустафаева, в 2006 году через азербайджанский сегмент коридора было перевезено 47 млн т груза, что на 6,7% больше, чем в 2005-м.

Характер грузов

Транспортные сети ТРАСЕКА проходят по территориям стран, богатых полезными ископаемыми и запасами энергоресурсов, перспективными в плане их освоения. Поэтому значительную долю в объеме перевозок занимают сырьевые грузы.

В 2006 году из указанного общего объема грузов 12 млн т составила сырая нефть и нефтепродукты. В частности, по транспортному коридору ТРАСЕКА было транспортировано порядка 3,2 млн т казахстанской нефти. Остальная часть пришлась на различное оборудование, промышленные и продовольственные товары. В рамках коридора предпринимаются шаги по формированию взаимовыгодных тарифных условий для перевозки гуманитарных грузов в Афганистан, а также организации контейнерных перевозок по маршруту Поти–Баку–Актау–Алматы с перспективой их продления до Китая. По территории стран – участниц коридора перевозки осуществляются по железной дороге, судами на Каспии и в Черноморском бассейне, государственным и частным автотранспортом.

Перспективы

Роль международного транспортного коридора ТРАСЕКА заключается не только в обеспечении бесперебойной транспортировки грузов, но и в улучшении всей транспортной инфраструктуры стран региона Великого шелкового пути, как принято называть этот маршрут.

ЕС определил основные направления Стратегии развития ТРАСЕКА до 2015 года. Среди конкретных вопросов сотрудничества между всеми участниками коридора – создание современной инфраструктуры, взаимодействие с системой Трансъевропейских транспортных сетей, обеспечение морской и авиационной безопасности, а также безопасности транспортировки энергоносителей и др. Уже реализованы инвестиционные проекты по развитию терминальных инфраструктур в портах Ильичевск, Поти, Батуми, Туркменбаши, Баку и Актау, в результате открыто регулярное железнодорожно-паромное сообщение Варна–Ильичевск–Поти–Батуми и Баку–Актау. Одновременно этим портам предоставлено необходимое оборудование для осуществления погрузочно-разгрузочных работ, в том числе и для обработки контейнерных грузов. Задача развития транзитных перевозок по коридору ТРАСЕКА имеет прямую связь с изменением структурной политики и экономической стратегии государств, подписавших «Основное многостороннее соглашение о международном транспорте по развитию коридора «Европа–Кавказ–Азия».

В рамках Межправительственной комиссии ТРАСЕКА идет реализация ряда проектов: «Регулирование перевозок опасных грузов по коридору ТРАСЕКА через Азербайджан, Грузию, Казахстан, Туркменистан и Украину», «Курсы по обучению грузовых экспедиторов стран ТРАСЕКА» и др. Ожидается начало новых проектов, таких как «Сеть логистических центров для стран ТРАСЕКА», «Повышение квалификации и обучение для администрации сферы гражданской авиации» и др. Эти проекты уже получили одобрение и финансируются Европейским союзом. Среди других инициатив – проекты под названием «Анализ потоков в странах ТРАСЕКА» и «Межрегиональный транспортный диалог между странами Европейского союза и СНГ». В ближайшей перспективе – реализация проекта строительства железнодорожного пути Баку–Тбилиси–Карс. Ожидается, что уже в 2009 году завершится строительство железнодорожного тоннеля под Босфором, который свяжет турецкую часть побережья Босфора с Европой, и тогда вновь построенная железная дорога станет еще одной ветвью коридора ТРАСЕКА. Цель озвучиваемой ЕС стратегии заключается в том, чтобы ТРАСЕКА стала международной организацией с собственным финансированием.

Что мешает развитию?

Однако на деле, для того чтобы ТРАСЕКА сблизила транспортные системы региона, предстоит решить ряд конкретных проблем и прежде всего вопрос о пересечении границ. Функционеры ТРАСЕКА приводят пример, когда автомобиль идет из Казахстана через Узбекистан и далее по направлению к Турции и при пересечении границ уплачиваются различные сборы. Их сумма доходит до $300–400. В итоге цена товара повышается из-за роста транспортных расходов. Поэтому главная задача – привести в соответствие законодательство государств – участниц ТРАСЕКА, чтобы сократить затраты на транспортировку. Другие важные вопросы – обеспечение безопасности перевозки международных грузов, а также возможность применения единой тарифной политики.

Что дает коридор?

На сегодняшний день страны – участницы ТРАСЕКА обладают разветвленными транспортными сетями и морскими портами международного значения, имеющими большие пропускные возможности. Это означает, что для развития транзитных перевозок странам ТРАСЕКА не нужно создавать новые внутренние коридоры или дополнительные транспортные переходы в сопредельные страны. Какие бы политические или экономические изменения ни происходили, коридор ТРАСЕКА остается долговременным стабилизирующим фактором, который может смягчать даже возникающие между странами-участницами противоречия. Все страны коридора так или иначе заинтересованы в его развитии.

Так, очевиден интерес Украины к привлечению грузопотоков на свою часть маршрута. Поэтому, например, деньги, потраченные на территории Казахстана на решение вопроса транспортировки казахстанской нефти, позволят Украине получить ее как транзитный груз. В зоне интересов находятся также паромные перевозки по Черному морю, связывающие Украину с Кавказом, что способствует развитию железнодорожного и автомобильного соединения портов с западной границей Украины.

Помимо самих участников ТРАСЕКА к числу сторонников развития данного коридора можно отнести Европейский союз и США, а также такие страны Азиатско-тихоокеанского региона, как Китай, Япония, Республика Корея.

Что может получить Россия?

Прямой конкуренции российского проекта по созданию коридора «Север–Юг» с ТРАСЕКА не будет. Грузы, проходящие по ТРАСЕКА (Центральная Азия–Европа и обратно), не будут следовать по маршруту «Север–Юг». Речь можно вести не о конкуренции, а о сотрудничестве между транспортными структурами, отодвинув на задний план политические амбиции и руководствуясь только экономическими интересами. Экономика – упрямая вещь. Не факт, что даже российские экспедиторы не повезут груз из Владивостока в Москву через коридор ТРАСЕКА, если это будет им экономически выгодно.