Российский рынок экспресс-доставки-2016: куда плывём?


Аватар пользователя Анна Титова

20161304222125.jpg

В 2015 году объем рынка экспресс-доставки в России вырос на 5% и достиг 54,6 млрд рублей, сообщают исследователи консалтинговой компании J’son & Partners Consulting. Эксперты отмечают, что основным стимулом развития сектора является онлайн-торговля. 

Мировой рынок экспресс-доставки вырос на 12%, достигнув $242 млрд в прошлом году. По данным аналитиков, в отрасли задействовано более 2,4 млн сотрудников, которые работают в более чем 581 тыс. компании. С 2011 по 2015 год российский сегмент стабильно увеличивался, однако в 2016 году ожидается снижение темпов роста из-за текущей экономической обстановки, падения покупательной способности россиян, а также и сокращения объемов онлайн-торговли в России. При этом в индустрии наблюдается стагнация в B2B-сегменте и замедление темпов роста B2C-сегмента.

20161304221338.jpg

Основная доля российской экспресс-доставки приходится на 8-10 крупнейших игроков. При этом отмечается, что конкуренция на рынке высока, поскольку сектор представлен как международными компаниями, так и локальными логистическими операторами. Такая ситуация способствует улучшению качества сервиса. 

В J’son & Partners Consulting выделяют растущий сегмент рынка доставки для интернет-магазинов. Основным драйвером роста данного сегмента является развитие интернет-торговли, несмотря на текущий экономический кризис. Среди наиболее крупных операторов, специализирующихся на такой доставке, можно выделить: IML, Boxberry, Axiomus, «Макси-пост», «Алгоритм», Shop-Logistics, «B2C Платежи и Логистика», Top-Delivery и другие.

20161304221450.jpg

Кроме того, J’son & Partners Consulting предсказывает бурный рост на рынке автоматизированных почтовых станций. Популярность постаматов объясняется тем, что такие устройства помогают ритейлерам снизить расходы на логистику, а также упростить процесс возврата товаров для покупателя. Так, у компании PickPoint база уникальных покупателей по итогам 2015 года достигла 2,2 млн человек, увеличившись в 1,7 раза по сравнению с 2014 годом.

Мы попросили представителей различных логистических компаний сказать по два слова относительно результатов начала 2016 года и спрогнозировать дальнейшее развитие рынка:

CEO PickPoint Надежда Романова:

Экономическая ситуация в стране стимулировала бурное развитие постаматов. В 2015 году объем отправлений через PickPoint вырос на 66%, когда как весь рынок экспресс-доставки увеличился на 8%, что следует из исследования J’son & Partners Consulting.  Люди стали более открыты ко всему новому, активно ищут и осваивают альтернативные технологии, выгодные и удобные решения.

Начало 2016 года показывает, что общая тенденция рынка с достаточно низким темпом роста сохранится, при этом тенденция развития постаматов продолжится. Уже первый квартал показал рост числа отправлений у PickPoint в 1,7 раза. PickPoint до конца года удвоит свою сеть, и мы станем более заметным участником рынка логистики для e-commerce.

Генеральный директор и сооснователь «МойСклад» Аскар Рахимбердиев:

В большинстве случаев интернет-магазинам приходится сотрудничать с несколькими службами доставки. Ритейлеры выбирают наиболее подходящий вариант в зависимости от сроков, стоимости и региона. Работать с несколькими службами неудобно. Поэтому начиная с 2012 года начали активно появляться агрегаторы, но среди них до сих пор не появилось надежного решения и успешного бизнеса как такового. Надеюсь, в 2016 в этой области наконец определится лидирующий и качественный сервис.

CEO и Founder Bringo Марк Капчиц: 

По нашим данным, доля eCommerce от общего количества доставок по России увеличилась за 2015 год на 60%. Сейчас это один из немногих драйверов роста. Впрочем, при существовавшем на начало года рынке экспресс-доставки в 55,6 млрд. мы не увидели значительного роста, чему, прежде всего, способствовала текущая экономическая ситуация. Рынок за год «прибавил» не более 6% оборота. В 2016 году, скорее всего, динамика сохранится, активного роста рынка в целом мы не увидим, но можно предположить пропорциональное увеличение b2b- и b2c-сегмента eCommerce–доставки, на уровне 7-10%. Очень перспективным для регионов выглядит стандарт экспресс-доставки силами свободных исполнителей за 60 минут.

На сегодня очевидна консолидация крупных игроков, как следствие – органическое отмирание и уход с рынка мелких логистов и «серых» компаний. Интернет-рынок и крупные логисты вплотную задумываются об оптимизации экономики экспресс-доставки. Для нас такой тренд позитивен, т.к. краудсорсинговая модель, при которой исполнителем отправления может стать любой желающий, авторизованный в мобильном приложении Bringo для курьеров, хорошо себя чувствует как при сотрудничестве с «экономными» интернет-магазинами, так и при интеграции с крупными логистическими компаниями. 

Коммерческий директор «Бета ПРО» Константин Калинин:

Стоит отметить, что в 2015 году очень здорово подтянулась к ведущим операторам по доставке e-commerce «Почта России». Они предложили новые тарифы, условия, стандарты качества. Это сделало «Почту» главным конкурентом курьерских служб. Из интересных тенденций можно назвать рост ПВЗ. Увеличение количества покупателей интернет-магазинов, которые стали отдавать предпочтение пунктам выдачи заказов, вместо доставки «до двери». Курьерские службы стали открывать свои ПВЗ

В целом, налицо наступившая стагнация рынка. Несмотря на громкие заявления, о том, что рынку логистики застой не страшен, в 2015 году рентабельность перевозчиков была снижена. В результате, рынок, конечно, не просел, но и развиваться было достаточно трудно. В сложившейся ситуации некоторые курьерские службы закрывались, также не обошлось без поглощений.

В 2016 году от логистических операторов рынок ждет ответственности и прозрачности. Требуется соблюдение сроков доставки и платежей. Продолжится ужесточение конкуренции, что поспособствует сокращению сроков доставки. Услуга доставки «день в день» уже сейчас набирает большие обороты, правда пока только в столице. Вообще, 2016 год будет весьма технологичным, в том числе и в сфере логистики. В частности, интересно будет посмотреть на старт услуги «доставка дронами». 

Представитель IML Дмитрий Ключников:

Сейчас конкуренцию со стороны доставки на ПВЗ и выдачи через постаматы курьерская служба выдерживает лишь при условии четкого соблюдении сроков. Таким образом, уровень сервиса, как определяющего выбор фактора удобство получения покупок из Интернета приобрело большую, чем прежде, роль при выборе покупателем между способами вручения товара. Попытки конкурировать демпингом уже привели к росту кредитной нагрузки на компании рынка. Баланс между ценой доставки и качеством будет найден в 2016 году и естественным образом закреплен на рынке в течении года.

В 2016 году логистам e-commerce придётся хорошо потрудиться. Неудоволетворяющие по уровню сервиса, но очень дешёвые службы доставки будут работать в низком ценовом сегменте, ориентируясь на потребителя с низкими доходами (в основном, регионы). Потребность в доставке в удаленные от больших городов регионы в течение 2016 года будет расти. Наличие развитой региональной сети при выборе Интернет-компаниями поставщиков на доставку уже играет важную роль. Желающие нарастить клиентскую базу логисты продолжат наращивание географии сервисов. Региональная экспансия будет датироваться за счет прибыли, полученной на направлениях с устойчивым трафиком. Мероприятия по монетизации офлайн-трафика станут частью стратегии по привлечению и удержанию клиентов логистами e-commerce.

CEO & Co Founder в ApiShip Денис Иванников:

В последние годы во всём мире принципиально поменялась модель потребления. В основе перемен лежат два фундаментальных явления: технологический прогресс и смена поколений. Логистическим компаниям стоит смириться с тем фактом, что доля B2C-отправлений в будущем будет расти, а доля B2B — падать, и других альтернативных сценариев просто не существует. И те игроки рынка логистики, которые не поймут или поздно отреагируют на трансформацию глобальной торговли, просто исчезнут. Как в свое время исчезли пейджеры и факсы, уступив место мобильным телефонам и электронной почте, а почта и голос в свою очередь проигрывают мессенджерам.

Сейчас успех логистического оператора для eCommerce лежит исключительно в ИТ-технологиях, время бумажных накладных закончилось. Автоматизация всех процессов, начиная от интеграции с интернет-магазином и заканчивая рабочим местом курьера — вот то, что послужит инструментом для изменения расстановки сил на рынке экспресс-перевозок в ближайшие несколько лет.

Коммерческий директор Boxberry Алексей Бездеткин:
В 2014 году объем рынка составлял 54 млрд рублей, в условиях экономической неопределенности и замедления динамики спроса в 2015 году прирост составил не более 5 %, то есть до 56–57 млрд рублей. Есть и другие факторы, которые замедляют рост рынка экспресс-доставки. Во-первых, обострилось давление конкурентов на клиентов. Это и ценовой демпинг, и внедрение новых логистических маршрутов, новых технологий, и многое другое. Во-вторых, из-за кризиса клиенты снижают объемы отправок, сокращают бюджет на экспресс-почту, выбирают более экономичные варианты доставки. В-третьих, многие компании не были готовы к демпингу и снижению объемов, поэтому испытывают проблемы, начинают жить на оборотные средства или уже ушли с рынка.

Самый растущий сегмент рынка – экспресс-доставка товаров компаний дистанционной торговли. Несмотря на замедление роста, e-commerce остается основным драйвером рынка и окажет основное влияние на развитие экспресс-доставки в 2016 году. Никто не ожидает от экспресс-доставки существенного роста в 2016 году, но при этом у участников рынка есть шанс нарастить свою долю, несмотря на неблагоприятную ситуацию в экономике.

Коммерческий директор компании Shop-logistics Сергей Семко:

В 2015 году доля курьерской доставки снизилась от общего числа заказов, однако доля посылок, которые были выданы в ПВЗ, заметно выросла. При этом отмечается рост числа региональных отправлений и снижение доли заказов, доставляемых в Москве. Эти тренды сохранятся и в 2016 году. Именно поэтому мы инвестируем в собственную инфраструктуру. за 2015 год наша компания увеличила количество ПВЗ в 4 раза и теперь их 146. 

Генеральный директор TopDelivery, Кирилл Ягодкин:

«Золотые времена», когда развитие происходило за счет роста рынка, прошли, кризис вынудил всех на рынке без исключения пересмотреть свою долгосрочную стратегию, заставляя действовать жестко: 
-Пересматривать ценовую политику в меньшую сторону для сохранения клиентской базы
-Переориентировать бизнес на более узкие направления деятельности или наоборот пополнять портфель предлагаемых услуг 
-Повышать качество сервиса

Сейчас появились игроки, целью которых стоит консолидация рынка для увеличения объемов и повышение рентабельности компании за счет снижения издержек. В свою очередь изменились отношение и подход к выбору логистических подрядчиков со стороны интернет-магазинов — он стал более осознанным. Интернет-магазины стали уделять больше внимания оптимизации ресурсов и выбору наиболее выгодного предложения на рынке, что отразилось на стретегии доставщиков.

Очевидно, что из-за кризиса денег на рынке стало меньше, общие объемы отправлений упали, поэтому ключевая движущая сила, которая будет впоследствии видоизменять рынок — это стремление курьерских компаний удержать клиентскую базу, которая есть на данный момент, а сделать это можно либо с помощью наиболее интересного ценового предложения или высокого уровня сервиса.

CEO & Co Founder в A1.express Макс Сало

На фоне значительного падения перевозок в B2B сегменте, спасением для логистических компаний становится доставка для интернет-магазинов. По нашим внутренним оценкам, ряд игроков только в начале года показал рост от 40 до 50%. Однако наивно полагать, что устаревшие технологии могут обработать 100-200 тысяч доставок в день, а потребность товарных маркетплейсов и сайтов объявлений кратно превышают эти величины. В последнее время мы видим, с какими невероятными усилиями и трудозатратами Почта России трансформирует бизнес-процессы, выводя новые актуальные продукты и услуги в рынок. Что будут делать крупные логисты и хватит ли у них ресурсов, это остается открытым вопросом. В ближайший год конкуренция за e-commerce ожесточится, неминуемо нас ждут крупные сделки по объединению активов и прямые покупки логистов, в том числе непрофильными игроками, например, фонды прямых инвестиций, ИТ-компании.

  Основные события года

Среди основных событий рынка экспресс-доставки в последнее время можно выделить:

  • Курьерский сервис TopDelivery купил оператора пунктов выдачи заказов Maxima Express. В компании ожидают, что приобретение Maxima Express сможет обеспечить рост операционной рентабельности на 20 %. Компании будут работать под брендом TopDelivery.
  • Компания Hermes, логистическое подразделение OttoGroup, выкупила долю своего партнера DPD в российском совместном предприятии Hermes-DPD.
  • Летом 2015 г. китайский онлайн-ритейлер JD.com вышел на российский рынок и объявил о начале стратегического сотрудничества с «Почтой России» и SPSRExpress.
  • В июле 2015 г. «Яндекс.Маркет» запустил сервис «Яндекс.Доставка».
  • В октябре 2015 г. крупнейший российский интернет-сервис объявлений Avito купил агрегатор доставок Checkout.
  • В Новосибирске открылся новый сортировочный центр SPSR Express. Также в феврале компания запустила опцию оплаты банковской картой.
  • Оператор Pony Express открыл логистический центр во Владивостоке.
  • В сентябре 2015 г. IML стала партнером AliExpress по доставке товаров в Россию.
  • В феврале 2016 г. сервис для заказа такси Gett объявил о запуске курьерской службы.
  • В марте 2016 г. АКИТ и «Почта России» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве.
  • Nike открыла интернет-магазин для России; локальным партнером компании стала DPD.

Автор: Игорь Бахарев, e-pepper.ru