Россия-Китай на фоне санкций и кризиса


Аватар пользователя Николай Лобанов

Россия-Китай  на фоне санкций и кризиса

Николай Лобанов,

эксперт по логистике логистической консалтинговой компании Лобанов-логист,

владелец интернет портала по логистике  lobanov-logist.ru

 

Н.Л. Известные политические события,  произошедшие  за последние два года,  оказали  огромное влияние   на  логистику. 

Что при этом  всем логистическим  компаниям  и коммерческим  структурам нужно понять?

1.  Возврата  к  «старому» уже не будет

2.  Необходимо  перестраивать структуру компаний  на  технологию  работы  в режиме он-лайн,  чтобы моментально реагировать на изменения рынка.

3. 

Идёт глобальный   передел  рынков  со сменой лидеров.

4.  Лидером и «на плаву» останутся только те компании, которые научатся работать не шаблоннов активном режиме он-лайн.

 

Теперь давайте проследим,  какие глобальные изменения  нужно  сейчас  учитывать  и  адекватно реагировать на них.

1. Сворачивание  «западного»  направления  транспортно-логистических маршрутов

2. Сворачивание  устоявшегося  «турецкого»  товаропотока

3. Стимулирование  «азиатского» направления  транспортно-логистических маршрутов  через  несколько  точек  соприкосновения:  Казахстан,  Забайкалье, Сибирь, Дальний Восток.

4. В связи с  валютными изменениями  маршруты  товаропотоков  поменяли   направления  на «обратные». Так, например, существенно увеличился  не сырьевой  товарный поток  В Китай  и  сырьевой  ИЗ Китая.  Туристический  и  «челночный»  поток  в  Россию  активно  растёт  и  развивается.

5. Китай  перестаёт  быть  «мировой фабрикой», так как «дешёвая» цена рабочей силы  в Китае  уходит в прошлое.  Производства из Китая  начинают переносить в другие  страны, в том числе  в Россию: в Сибирь, Дальний Восток.

6. Государственная  программа  развития  Дальнего Востока  начинает  реализовываться и давать свои  плоды.  Примером  может служить  рыбная отрасль, требующая  кардинальной перестройки  железнодорожных перевозок,  существенного  увеличения «рефов»  и снижения  тарифов  и себестоимости  перевозок в  направлении «восток-центр».

7. Активно  развиваются  новые  направления  в  «не традиционные»  страны  с  большим «плечом  доставки»,  мультимодальностью,  например,  в страны  Латинской  Америки.

8. Бешеный  рост  ИТ технологий,  интернет-торговли  полностью  перекраивает  сложившийся   ритейл.  В  логистике  более востребованным  становится  «посылочный»  и  «курьерский»  бизнес.  Успех  китайской  Алибабы  яркое  подтверждение  этого тренда.

9. Западные  санкции  оказывают  огромный  положительный  эффект  на экономику России,  стимулируют  развитие  традиционно убыточных  отраслей,  которые  вдруг  начали показывать  рост, например, аграрный  сектор,  химическая промышленность,  переработка сырья  внутри страны.

10.Кризиса  в России  нет.  Финансовые  отчёты  за 2015 год  и за 1-й квартал 2016 года  многих  крупных  не сырьевых копаний   показывают  рост  чистой прибыли  на 10-20%.

 

Н.Л. Никто об этом не пишет, но по моим  ощущениям  Китай  серьёзно поменял  стратегию развития,  стараясь  избавиться  от удушающего  влияния  США.  Поэтому  Китай  начал  активно развивать  программу  «Шёлковый  путь», чтобы  прорубить  сразу   несколько  окон  в  Европу  без  Америки.  При этом,  Китай  активно  развивает  как  скоростное железнодорожное  сообщение,   так  и  ускорение   в  разы  автомобильных  перевозок.

 

Но Китай  развивает  сразу  несколько  маршрутов  «Шёлкового пути» :  по  России  и вне  России.

Нам  очень важно сейчас   стать  транзитной  страной  в  этом пути   и  хорошо   на этом  зарабатывать.   Это возможно,  только  создав  экономически  более выгодные   условия  логистики   маршрута   Китай-Европа.

 

Н.Л. Увеличение   грузопотока   по  этим  направлениям   целиком  будет  зависеть  о   нашей  государственной   политики,  от создания  благоприятных  условий  и  экономических  выгод  для  транзита.  

Огромное  значение  будет  иметь  при этом  тарифная  политика  РЖД,  которая  пока   осталась  в  20-м  веке  и  не отвечает   требованиям   и  вызовам  21-го века  ни в части гибкости, ни в части  логичности  ценообразования.

 «Закостенелость»  монополиста  РЖД  может  сыграть  очень  негативную  роль  в  развитии  транспортной  логистики  всей  страны.

Одновременно  с  этим   Государство  оказывает  огромный  прессинг   на  грузовые  автомобильные  перевозки,  повышая  цены  на  топливо,  вводя  в  действие  «сырую»  систему  «Платон»,  а  сейчас  ещё  и новую  систему  «весового  контроля». 

Эти факторы  могут  оказать  негативное  влияние   в  конкурентной  борьбе   России  за  международные  транспортно-логистические  коридоры.

Я  считаю,  что  создание  со стороны  Государства  условий   для  конкуренции   автомобильных   перевозок   с  железнодорожными  перевозками   в   большом  сегменте  товаров,  было  бы  правильной   экономической   политикой,  стимулирующей   РЖД  оптимизироваться,  снижать издержки  и  себестоимость,  а значит и тарифы,  разрушая тем самым  монополию РЖД.

При этом  развитие  автомобильного  транспорта   будет   стимулировать  увеличение  дорожной  сети и повышение  её  качества.

Пока  Государство  демонстрирует  тренд  в  «обратном»   направлении,   преследуя  «тактические»  цели    наполнения   бюджета,  нанося  ущерб   стратегическому   развитию транспортно-логистической   системы  страны,  что  печально  и не  дальновидно.

http://www.lobanov-logist.ru/