Новые правила игры на транспортном рынке?


Аватар пользователя Марина Дудко

Не требует дискуссий утверждение, что в современном мире предприниматели, чья деятельность связана с производством, продажей и доставкой товаров, не могут обойтись без транспортных компаний. Надежные перевозчики и экспедиторы практически незаменимы для ведения успешного бизнеса в сфере транспортных услуг.

Сегодня мы наблюдаем переформатирование транспортного рынка, на котором еще недавно грузовладелец доминировал, а транспортные компании боролись за внимание товароотправителя. Однако активно меняющиеся условия рынка и экономики диктуют новые требования в области транспортировки грузов.

Кризис на рынке автомобильных грузоперевозок

Транспортная логистика входит в число наиболее важных сфер экономики и отражает реальное состояние мировой торговли. Результаты последних статистических исследований показывают, что начиная с 2015 года общий объем международных грузоперевозок начал снижаться.

Очевидно, что кризис в экономике негативно влияет на развитие бизнеса. В ситуации, когда сокращаются обороты промышленности и объемы потребления товаров, одними из первых «страдают» транспортные компании. Хотя не все так однозначно в мире. Так, объемы грузоперевозок в Китае увеличились на 8%, а в США — на 2%. Хуже обстоят дела в России, где объемы грузоперевозок падают. На 1,5% снизились темпы роста экспорта и более чем на 2% сократились темпы роста импорта.

Транспортная система развитых промышленных стран, а это без малого 85% мирового грузооборота, охватывает все виды транспорта. Если говорить о государствах Восточной Европы, то здесь преобладает железнодорожный транспорт, хотя неизменно растет роль автомобильных грузоперевозок. В России, например, по тоннажу лидирует как раз автотранспорт (68% в структуре всех транспортируемых грузов). При этом доля рынка автомобильных грузоперевозчиков с точки зрения тоннажа постепенно сокращается.

Не секрет, что санкции в России снизили импорт целого ряда потребительских и продовольственных товаров, но в то же время увеличился экспорт нефти, газа, металлургической продукции и зерновых. Транспортировка таких грузов в основном осуществляется по морю или трубопроводом, поэтому многие автоперевозчики были вынуждены уйти с рынка. Дополнительно, рынок автоперевозок в 2015 году столкнулся с целым рядом отягощающих факторов. Среди них можно назвать рост затрат на транспортное обслуживание, подорожание топлива, повышение тарифов на КАСКО и ОСАГО, введение системы «Платон». При этом перевозчики не стали перекладывать новые затраты на своих заказчиков. Согласно данным Росстата, тарифы на грузоперевозки автомобильным транспортом выросли всего на 6%. Однако такое давление рынка нанесло дополнительный удар транспортным компаниям.

Обострение конкуренции внутри рынка и давление ценового фактора привели к тому, что многие перевозчики просто не выдерживают груза навалившихся проблем и покидают рынок. Ценовая конкуренция возросла, и в целом перспективы рынка логистики РФ пока далеки от оптимизма.

Хотя в 2016 году можно было наблюдать замедление спада рынка автомобильных грузоперевозок, эксперты прогнозируют, что экономика России вряд ли продемонстрирует заметный рост в 2017 году, что неизбежно отразится и на логистическом рынке. В условиях санкций конкуренция будет увеличиваться, а расходы транспортных компаний будут расти.

На фоне снижения прибыли и падения продаж компании-грузовладельцы стремятся минимизировать свои издержки, в том числе снизить затраты на транспортировку товаров. Это приводит к усилению конкуренции среди транспортных и логистических компаний.

Где найти транспортных партнеров и как удержать их?

Тем не менее, очевидно, что резкого сокращения спроса на услуги грузоперевозчиков на автомобильном рынке мы не увидим. Однако в новых условиях грузовладельцу также придется побороться за внимание транспортных компаний. Если раньше перевозчики сами выстраивались в очередь в поисках клиента, то сегодня мы наблюдаем новый тренд, когда товароотправитель вынужден направлять дополнительные усилия на поиск надежных транспортных компаний. Поговорим об инструментах, которые помогут товароотправителю найти новых транспортных партнеров.

Цена перевозки — всегда основной фактор при выборе поставщика. В качестве основного инструмента оптимизации закупок логистических услуг становится тендер. Для этой цели компании-грузовладельцы все чаще используют логистические тендерные площадки. Некоторые специализированные решения, в числе которых облачная логистическая система Logist Pro, содержат также открытые базы проверенных грузоперевозчиков с возможностью управления рейтингом компаний.

Найти новых перевозчиков помогут также биржи грузов и автотранспорта. Однако при выборе площадки надо обращать внимание на частоту обновления информации и отсутствие «мусора» в досках объявлений.

Еще один важный вопрос, который актуализировался в последнее время – как удержать перевозчиков? Да-да, интересы грузоперевозчиков также придется учитывать в современных реалиях, поскольку дополнительное ценовое давление все больше ограничивает их присутствие на рынке. Штрафы за простои происходят не только по вине транспортной компании, но нередко и по вине компании-грузовладельца. Многим знакома картина длинных очередей во дворе принимающей компании. Справиться с этой проблемой также помогут также инновационные технологии, среди которых — системы для управления временными интервалами поставок, где в управлении участвуют все партнеры по поставке. Пример – логистическая система TSM, позволяющая управлять временем прибытия автотранспорта под погрузку и разгрузку.

На сегодняшний день на рынке существует немало облачных сервисов, которые призваны облегчить взаимодействие грузовладельцев и перевозчиков, помогают оптимизировать взаимоотношения и решить ряд проблем грузоперевозки. Все зависит от возможностей и потребностей той или иной компании.