Логист или не Логист – реалии транспортной логистики


Аватар пользователя Алексей Kontrolrisk

    В настоящий момент хищение грузов путем мошенничества  при перевозке грузов автомобильным транспортом приняло промышленные масштабы. Официальная статистика МВД и количество рассмотрений экономических споров в арбитражных судах различных инстанций, связанных с причинением убытков вызванных данной проблемой напоминают сводки боевых действий. Причины происходящего — на поверхности, но, как показывает практическая деятельность,  далеко не для всех это очевидно. Мошенничество в грузоперевозках — это системная проблема, которая касается всех служб и руководителей как торгово-производственных, так и транспортных компаний. Отрицать, что для решения проблемы, связанной с хищением груза путем мошеннических действий, необходим только системный подход всех компаний участников процесса доставки проблематично.

   Совместный подход специалистов бухгалтерии, юриспруденции, безопасности и логистики определяет все развитие любой компании. Теоретически, всем сотрудникам, задействованным в процессе доставки из точки «А» в точку «Б», всё ясно и понятно: какими нормативно-правовыми актами руководствоваться в хозяйственной деятельности, какие требования изложены в должностных инструкциях, какими внутренними правилами определяется взаимодействие как внутри компании, так и за ее пределами.

    Но это зачастую только в теории. А что на практике? На практике далеко не все радужно, скорее наоборот: взаимодействие между данными специалистами — только на бумаге. Соответственно, такая организация внутри компании приводит только к тому, что каждый специалист имеет свое понимание о порядке и правилах при перевозке грузов автомобильным транспортом. Последствия очевидны – убытки.

   Информационные услуги

2010 год, г.Новосибирск. Заявление поставщика транспортных услуг в деле А45-21589/2010, очень ярко подчеркнуло все проблемы в службах и подразделениях, задействованных в процессе доставки товара. Исключить какую-то службу после подобного случая совершенно не представляется возможным. И так, дословно из решения:

   «Из пояснений о сложившейся ситуации следует, что «транспортная компания» на рынке автомобильных перевозок ОКАЗЫВАЕТ ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ грузовладельцам и транспортным компаниям, предоставляя сведения о наличии свободного транспорта, грузах, подготовленных к перевозке по требуемому маршруту следования».

   Самый интересный вопрос: «Причина, почему прозвучали такие заявления в суде и почему изначальные решения были в пользу «транспортной компании»? В том, что у многих «экспедиторов» отсутствует собственный транспорт?  Нет. В том, что кто-то хотел кого-то обмануть?  Нет. В том, что клиент денег мало заплатил?  Нет. Не смогли отличить «транспортно-экспедиционные» услуги от «информационных»? Да! Получилось как в том анекдоте: «Ну не смогла я». Не смогли все: юридический отдел,  служба бухгалтерии, служба безопасности и отдел логистики. Отделу логистики посвящается…

   Компетентность специалиста отдела логистики

   Перед каждой торгово-производственной компанией стоит проблема: возможные убытки, которые можно получить в ходе сотрудничества с любой транспортной компанией и тут абсолютно неважно: большой или маленькой, с собственным парком или без него. Проблема озвучена — необходимо решение, а вот тут начинается самое интересное и увлекательное. Оказывается, что решать данную проблему в большинстве случаев нет никакого желания. За проблемой стоят конкретные наемные сотрудники, занимающие определенные должности в иерархии коммерческих компаний. Должностные лица, которым зачастую собственником компании делегированы определенные полномочия, есть  в  каждой компании и везде они разные.

   В любой коммерческой компании есть структуры: служба бухгалтерии, юридическая служба, служба логистики и служба безопасности. В процессе принятии решений о покупке услуг транспортной компании стоят очень часто именно эти четыре службы. Проблема здесь на поверхности, так как каждая из этих служб имеет свое представление об ОРГАНИЗАЦИИ процесса перевозки грузов автомобильным транспортом и, тем более, —  о деятельности «профессионального экспедитора».

   В бухгалтерии одно, в юридическом отделе — другое и т.д. Надо отдать должное: зачастую в одной из служб понимание требований законодательства и последствий его невыполнения есть, но донести свое мнение в другую службу – невозможно. Все начинается именно со службы логистики, так как ей в первую очередь делегирована функция выбора поставщика транспортных услуг. (На действиях остальных служб подробно  остановимся в дальнейших статьях.)

   Решение о первоначальном сотрудничестве с транспортной компанией принимает «служба логистики»  и смотрит эта служба только на тариф (ценник, ставку). «Вкусное» слово «ЦЕНА» зачастую определяет действия отдела логистики (только это слово!) и, к сожалению, ничего более. Разницу между «агентом», предоставляющим информационные услуги и «профессиональным экспедитором» огромное множество сотрудников, занимающих такие должности, не понимает. Как говорят в Одессе: «Это две большие разницы». В чем разница? Разница — в материальной ответственности!

   Как не удивительно, большинству сотрудников отделов логистики  это не важно. Это не должно вызывать удивление, так как личных финансовых потерь никто из сотрудников не понесет, они ограниченны определенными должностными обязанностями и выполняют то, что установила служба бухгалтерии и юридический отдел.

   Кадры решают все

   Многих будущих логистов банально этому не учат. Им приходится постигать эту разницу своим личным, зачастую не самым удачным опытом, а за все ошибки в принятии данным сотрудником решений угадайте, кто платит? Правильно — все происходит за счет собственника бизнеса.

     Данный сотрудник, не понимающий разницы между «агентом» и «профессиональным экспедитором», будет заниматься не логистикой, в понимании этой науки, а являться передаточным звеном, зачастую между отделом продаж своей компании и «транспортной компанией». Возмещение возможных убытков, которые могут возникнуть в ходе доставки, его абсолютно не волнуют. Почему они должны его волновать, если у него есть договор, который дал ему кто-то? Именно таким образом рассуждает руководитель отдела логистики, своей личной «компетентностью» принесший убыток собственнику бизнеса в деле  А32-24268/2016.

   Логично предположить, что мотивационная составляющая данного сотрудника в компании не завязана на конечный финансовый результат всего предприятия, поэтому осуществлять свою деятельность, данный сотрудник будет следующим образом – находить самый низкий ценник, а найдет он его где? Правильно – его предложит «агент». А после этого – до первого серьезного убытка, который «агент» оплачивать не собирается изначально, а в суде заявит:

 «ОКАЗЫВАЕМ ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ грузовладельцам и транспортным компаниям, предоставляя сведения о наличии свободного транспорта, грузах».

   Подобным образом  продолжает рассуждать специалист отдела логистики другого предприятия после хищения груза мошенниками в деле А63-923/2016.

  Действия «логиста» (после отказа транспортной компании в возмещении убытков) будут развиваться следующим образом: поиск  другого поставщика транспортных услуг и (о чудо!) – найдёт второго «агента». Ничего в схеме доставки логист не меняет, он меняет только вывеску, то есть название организации.

   Вместо «агента» под названием «А» появляется агент под названием «Б». Как Вы думаете  — что произойдет далее? Правильно: через определенное время ситуация с убытками повторяется и… идем на третий «круг»! И таких «кругов» больше, чем в «Божественной комедии» Данте Алигьери. Подобная позиция руководителя отдела транспортной логистики с «восьмилетним практическим опытом» полностью отражена в А40-210735/16 и в А45-908/2015.

  В очередной раз, после встречи с транспортной компанией летом 2013 года, логист не придал должного значения озвученным рискам, связанным в т.ч. с хищением груза — развитие ситуации можно увидеть в деле  А56-16378/2014. Остается поздравить данного «специалиста» с карьерным ростом – в дальнейшем получена должность «директор по логистике». Вот, оказывается, где секрет успеха.

     Причина происходящего проста – при рассмотрении информации на специализированных сайтах, которые предлагают работу сотрудникам, ищущим себя на поприще логистики в торгово-производственных компаниях, то можно увидеть следующее: «продавец-логист, менеджер-логист, логист на дому, логист-диспетчер, менеджер по логистике» –  все, что можно взяли и назвали «логистом».

  Наглядный пример: объявление с одного их сайтов: «Требуется логист, торговая компания «ААААА» г.Санкт-Петербург, заработная плата до 30 000 руб.

Должностные обязанности: составление логистических маршрутов по доставке продукции (сети, розничные магазины); взаимодействие с транспортно-экспедиторскими компаниями в части организации подачи транспорта, контроля своевременности погрузки/доставки, формирования тарифов, возврата документов…

Требования: Уверенный пользователь ПК, опыт работы в АТИ приветствуется! Знание транспортных документов, знание города — обязательно. Ответственность, порядочность, целеустремленность. Умение работать в условиях многозадачности и большим объемом информации одновременно».

   Сразу бросается в глаза, что кадровая служба ищет не логиста, а телефонного оператора или диспетчера. Вместо того, чтобы указать, что данный сотрудник должен знать ГК РФ в части касаемо организации процесса доставки, разбираться в ФЗ о ТЭД и УАТ и должен иметь представление о порядке передачи груза, отличать слово «груз» от «товарно-материальных ценностей» – там указывают на первом месте уверенность в пользовании ПК и знакомство с одним из сайтов для обмена информации, а вот только потом — про какие-то там транспортные документы. Догадываетесь, кто придет на эту «должность»?

Квалификация и уровень профессиональной подготовки данного сотрудника будут полностью соответствовать, как в деле А56-79780/2016, по которому окончательное решение еще не принято и где груз в полном объеме не попал к грузополучателю. Точные причины скоро узнаем, вопрос времени.

    А вот еще, давайте вникнем, кого ищут: «Руководитель группы логистики «ГК «ФФФФФ» Санкт-Петербург  от 44000 рубопыт работы не требуетсявысшее образование.

Должностные обязанности: разработка необходимых документов для планирования перевозок авто и ж/д транспортом; проведение ежедневного анализа поступающих заявок; сопровождение грузов; мониторинг рынка; ведение переговоров; работа в программе IT- предприятие;

Требования: высшее образование, уверенный пользователь ПК, умение работать в команде».

   В данном объявлении все практически аналогично, что и в первом, за исключением — оклад больше. А где же опять требования про знания законодательства, понимание процесса в строгом его соответствии и т.п.? Оказывается, на данного сотрудника еще и мониторинг рынка возложить хотят, переговоры вести. Весь мониторинг и переговоры будут только об одном – «ЦЕНА». Все остальное  интересовать данного сотрудника абсолютно не будет. Именно таким образом и происходили переговоры с «логистом» одной из компаний являющейся грузовладельцем. Очень надеемся, что после ситуации в деле А56-67320/2016 руководством компании будут сделаны соответствующие выводы.

           Вместо того, чтобы изначально выработать совместное решение, позволяющее в случае возможного убытка миллионов так на несколько, которое будет позволять сторонам его урегулировать в досудебном порядке — стороны занимаются совершенно другим: бумажки какие-то подписывают и верят, что именно  подписанная «бумажка» решит все их возможные финансовые проблемы. К сожалению, как показывает практическая деятельность – понимание приходит после того, как приходят миллионные убытки, а в  особо тяжелых случаях — совсем не приходит.  Увы, бывает и так.

   Одним из ярких примеров подобного понимания являются переговоры с «директором по логистике» в городе Санкт-Петербурге одной из торговых компаний, фигурировавшей  в деле А56-26039/2013. После данного эпизода состоялась деловая встреча. В процессе переговоров, выяснилось, что у сотрудника отсутствует полное понимание о требованиях ФЗ №87 «О транспортно-экспедиционной деятельности». Кроме пафосных высказываний о дальнейшей стратегии развития логистики в компании, формирования «крупного пула чего-то там» —  ничего нового от должностного лица не прозвучало. В действия директора по логистике ничего не изменилось. Что это? Банальная некомпетентность или лоббирование чьих-то интересов? Не понятно.

   Продолжение закономерно. Наступил 2016 год и на одном из популярнейших порталов Санкт-Петербурга опубликована новость: «Отгруженная на Пулковском шоссе партия сантехники не доехала к месту назначения». Не составляет особого труда, после прочитанного с помощью «Яндекса» выяснить потерпевшего. Сумма убытков составила примерно 12.000.000 рублей. Остается только искренне недоумевать действиями данного сотрудника, получающего зарплату «топ-менеджера», закономерно принесшего убытки своей компании.

Изменения в практической деятельности?

         С момента заявления транспортной компании в суде, а именно: «ОКАЗЫВАЕТ ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ грузовладельцам и транспортным компаниям, предоставляя сведения о наличии свободного транспорта, грузах, подготовленных к перевозке» прошло 3 года.

    Наступил 2013 год, и точно такое же заявление прозвучало уже в другом деле: А56-5407/2013. Что это? Совпадение или закономерность сложившейся ситуации? На наш взгляд — второе. Наконец-то,  21 октября 2016 года в деле А48-2346/2016 назвали все своими именами: «Агента» назвали «Агентом». Очень надеемся, что подобных решений будет еще больше.

    На дворе 2017 год, а в действиях подавляющего большинства специалистов отделов логистики ничего не меняется и предпосылок для изменений, к сожалению, не наблюдается. Не удивительно, что количество хищений грузов путем мошеннических действий не снижается, наоборот — только увеличивается. Данные выводы позволяет сделать  даже 30% информации, которую удалось собрать и проанализировать из открытых источников о деятельности организованных преступных групп, специализирующихся на хищении грузов путем мошеннических действий и сравнить со статистикой МВД.  30 процентов — это только 200 документально подтвержденных эпизодов всего лишь за 4 последних месяца 2016 года по информации АРБИТР.РУ, где утрата груза была в результате мошеннических действий.

                    Способствует происходящему, сложившаяся и устоявшаяся порочная практика,  рассматривать взаимоотношения в звене «КЛИЕНТ-ЭКСПЕДИТОР-ПЕРЕВОЗЧИК» подобным образом, где  после заключения  договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг действия сторон происходят в следующем порядке:

  1. «Экспедитор» осуществляет покупку полиса страхования ответственностью  или пытается страховать груз, привлекая для этого страховую компанию
  2. «Клиент» отправляет заявку или поручение «экспедитору» на доставку груза по маршруту из точки «А» в точку «Б» автомобильным транспортом;
  3. «Экспедитор» осуществляет подбор перевозчика, зачастую с помощью «интернета» и заключает договор с собственником транспортного средства – на перевозку груза по маршруту из точки «А» в точку «Б» путем обмена сканированными копиями документов по электронной почте;
  4. «Экспедитор» отправляет заявку перевозчику  (рассматриваю вариант, что перевозчик собственник ТС) зачастую так же — по электронной почте и получает  информацию, в которой указанно: какой водитель, на каком транспортном средстве поедет по данному маршруту — и ставит на этой заявке свою печать;
  5. «Экспедитор» отправляет по электронной почте «клиенту» информацию, которую получил от перевозчика, а именно: какой водитель, на каком транспортном средстве поедет по данному маршруту и ставит на этой бумаге свою печать;
  6. «Клиент» отправляет доверенность от своей организации на получение ТМЦ у поставщика на водителя, информацию по которому предоставил ему «Экспедитор»;
  7. Водитель перевозчика, прибывая на место погрузки – принимает груз и ставит подпись в транспортной накладной, в которой частенько указанна перевозчиком организация «экспедитора»;
  8. «Поставщик» выдает груз водителю на основании «доверенности на получение Товарно — Материальных Ценностей» полученной от «Клиента»;
  9. Водитель перевозчика, прибывая в назначенный пункт, ставит печать грузополучателя, что груз принят и отправляет данные документы «экспедитору», тем самым подтверждая, что услуга по доставке оказана.
  10. «Экспедитор», получая документы от перевозчика, с отметками о доставке, прикладывает бухгалтерские документы и отправляет все это грузовладельцу для оплаты услуги;
  11. «Клиент» получает данные документы и в течении срока, определенного в договоре оплачивает данную услугу;
  12. «Экспедитор», получая оплату от клиента, оплачивает счет перевозчика за выполненный рейс.

  Вся эта схема может видоизменяться путем перемены пунктов или исключением какого-то, ничего сложного. А теперь вернемся к формулировке из решения суда:

 «ОКАЗЫВАЕТ ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ грузовладельцам и транспортным компаниям, предоставляя сведения о наличии свободного транспорта, грузах, подготовленных к перевозке» — вот именно это и есть искомая услуга, за которую торгово-производственные компании, при использовании вышеуказанной схемы сотрудничества, оплачивают так называемым «экспедиторам» денежные средства.

    Назвать это транспортно-экспедиционными услугами в понимании Федерального Закона «О транспортной экспедиции» совершенно не представляется возможным. Вспоминается поговорка: «Если нельзя, но очень хочется, то можно. А если не хочется, но надо, то не обязательно. Данная деятельность не является деятельностью «профессионального экспедитора» и полностью соответствует заявлению поставщика транспортных услуг, прозвучавшему в суде. «Экспедитора» в каждом приведенном пункте необходимо заменить, правильно читать «Агент». Необходимо помнить, что подобная схема сотрудничества создает огромный простор для «творчества» организованным преступным группам, специализирующимся на хищении груза путем мошеннических действий.

    Популярность данной схемы бьет все рекорды в транспортной логистике. Только одно уточнение, всего лишь одно, совсем маленькое и совсем незаметное – рисковая часть в процессе доставки при использовании имеет огромные проблемы, про которые все стороны процесса тактично умалчивают, или просто не придают этому значения. Привычка определяет понимание. Такие риски как: материальная ответственность сторон, ненадлежащим образом оформленная первичная документация по договору транспортной экспедиции, огромная вероятность отказа страховой компании в выплате при  возникновении убытков, повторная оплата за оказанную услугу и хищение грузов путем мошенничества – редко воспринимают всерьез. Слышу возражение: «Зато дешево!» — согласен, возражение принято.

  Услуги по предоставлению информации грузовладельцам и транспортным компаниям (предоставление сведений о наличии свободного транспорта, грузах, подготовленных к перевозке по требуемому маршруту следования), продолжают покупать с пугающей периодичностью и считать их качественными. Найти ответ на вопрос: «О каком качестве здесь идет речь?» — крайне сложно.

За что платит торгово-производственная компания?

    Популярная схема — не является «экспедиционной». «Агент» – не несет никакой материальной ответственности, а профессиональный экспедитор несет. Агент – не принимает у Вас груз на складе, а экспедитор принимает и подтверждает это документально. Никаких гарантий в случаях любой проблемы в доставке «Агент» не даст, а вот пообещать – запросто, все что угодно расскажет, когда приходит продавать такую услугу «логисту» и убеждать его, что у него дешево. Какая разница, какой давать ценник клиенту, если не собираешься нести какую-то материальную ответственность? Никакой разницы совершенно нет. Тариф, предложенный потенциальному клиенту, при такой схеме сотрудничества совершенно не важен.

   «Агент», приходящий на встречу в торгово-производственную компанию, верит – что он является «профессиональным экспедитором», и вера его в это непоколебима, так как неоценимую помощь «Агенту» оказывают сами сотрудники торгово-производственной компании, в первую очередь из отдела логистики.

   С виду «Агент» ничем не отличается от «профессионального экспедитора».  Присутствующие атрибуты деятельности: модный сайт, прекрасный офис, красивая мебель, n-ое количество сотрудников, учредительные документы, расчетный счет в банке, наличие каких-то договорных отношений со страховой компаний, улыбки и доброжелательность. С удовольствием обсудят тарифы по необходимым логисту направлениям, расскажут про тяжелую экономическую ситуацию и т.п. и предложат заключить договор, направленный на взаимовыгодное сотрудничество и предполагающий полную материальную ответственность. Несомненно, не забудут упомянуть, что уже оказывают подобные услуги многим предприятиям и организациям, развернут красочные буклеты, в общем – презентация будет, можно не сомневаться. Интересы «Агента» и специалиста службы логистики совпадают. Необходимо помнить, что при таких схемах сотрудничества созданы все предпосылки для создания коррупционных составляющих, лоббирования интересов и создания бизнеса в бизнесе должностными лицами.

   А далее «логист» соглашается и начинается сотрудничество, правда, в большинстве случаев — до первых убытков.  Если убыток не большой,  как показывает практика, его добровольно оплачивают, а вот если речь идет уже за миллионы рублей — позиция, которую займет «Агент» в суде будет сюрпризом для «клиента». Отрицать подписанный договор, в котором его по недоразумению назвали экспедитором, «Агент» не будет, вместо этого речь пойдет о другом. Ряд решений арбитражных судов различных инстанций, отказавших в возмещении убытков, при такой позиции «Агента»,  названного по чьей-то воле в договорах «Экспедитором», можно увидеть в следующих делах:

- Постановление ФАС Северо-Кавказского Округа по делу №А53-17728/2015 от  1 декабря 2016года;

- Постановление АС Московского Округа по делу №А40-60552/2016 от 9 марта 2017 года;

- Постановление ФАС Волго-Вятского Округа по делу № А31-810/2016 от 13 января 2017 года;

  Все финансовые риски при таком «взаимовыгодном» сотрудничестве полностью ложатся на торгово-производственную компанию. Отрицать или нет данный факт – каждый собственник бизнеса определяет для себя самостоятельно. 

Как итог

   Ошибки специалистов службы логистики очень ощутимо сказываются на конечном финансовом результате любой торгово-производственной компании. Логист, ставя знак равенства между профессиональным экспедитором и организацией, оказывающей информационные услуги, закономерно приводит свою компанию к убыткам, в частности – к хищению груза путем мошеннических действий организованными преступными группами.

   Речь  идет не только о мошенничестве, даже элементарное дорожно-транспортное происшествие ставит в экономическую зависимость торгово-производственную компанию от поставщика подобных «транспортных» услуг. Решение о возмещении убытков будет приниматься организацией  «Агентом» только на основе своих экономических интересов.

     Пример подобного можно увидеть в Решении АС Самарской области А55-20147/2016 от 06 марта 2017 года, где в очередной раз необходимо «Понять и простить».

  О попытке создать «дебиторскую задолженность» у такого рода поставщика транспортных услуг  и таким образом пытаться решать данную проблему — подробно указанно в статье: «Дебиторская задолженность – иллюзия защиты имущественных интересов грузовладельца».

  Незащищенность торгово-производственных компаний при подобном сотрудничестве с организациями, гордо называющими себя «экспедиторами», но ими не являющимися, в настоящий момент очень заметна при анализе судебных решений, а в особенности — при хищении грузов мошенниками. К сожалению, предпосылок для глобального изменения сложившейся ситуации не видно. 

   Порочная практика привлечения к тендерам на оказание транспортно-экспедиционных услуг организаций, которые фактически предоставляют информационные услуги, создает предпосылки для недобросовестной конкуренции. Конкурировать с подобными организациями изначально перевозчик и профессиональный экспедитор не может, так как заведомо попадает в проигрышную ситуацию, искусственно созданную, в том числе специалистами отдела логистики.

   Для обеспечения имущественных интересов бизнеса необходимо отказываться от сотрудничества с организациями, имеющими все признаки «профессионального экспедитора», но ими не являющимися. Именно это, на наш взгляд, является в настоящий момент одной из ведущих проблем при перевозке грузов автомобильным транспортом по территории Российской Федерации. От решения данной проблемы напрямую зависят  проблемы, связанные с мошенничеством в грузоперевозках.

 Лежащее на поверхности решение: привлечь для защиты имущественных интересов капитал страховой компании, сохраняя при этом хозяйственные взаимоотношения с организацией «агентом» — является в настоящий момент всего лишь красивой иллюзией. Экономический расчет  уже страховщика будет определять дальнейшее «взаимовыгодное» сотрудничество при сохранении подобных схем.

   Парадоксальность ситуацию заключается в том, что действующим законодательством, определяющим работу профессионального экспедитора и перевозчика, предусмотрены все механизмы, позволяющие полностью защитить  имущественные интересы всех участников сделки. Следование строгому и точному исполнению требований законодательства позволяет эффективно выстраивать хозяйственные взаимоотношения, устанавливать партнерские связи и с уверенностью смотреть в будущее.

   Увы, количество экономических споров, связанных с возмещением ущерба организациями, названными в договоре «экспедиторами», а фактически оказывающими информационные услуги — говорит о другом. Изучать требования закона и полностью разбираться в его требованиях, большинство участников рынка начинает после миллионных убытков.

  Сколько надо получить финансовых потерь, чтобы решить данную проблему — вопрос риторический.