«Грузовые деревни» – будущее логистической инфраструктуры России


Аватар пользователя Альбина Гасанова

Качественная транспортная инфраструктура –один из ключевых элементов современной экономики. В последние годы российская власть сделала ряд существенных шагов для развития этого направления. В 2008 году Комиссией ФТС была принята концепция, предполагающая создание таможенно-логистических терминалов (ТЛТ). В 2013 был дан старт реализации концепции по созданию терминально-логистических центров (ТЛЦ). Функциональной разницы между ТЛТ и ТЛЦ почти нет.

Как ТЛТ, так и ТЛЦ – это, по сути, реализация германской концепции «Cargo-village» («грузовой деревни»), предполагающей создание современного логистического центра, способного обеспечить не только контейнерную обработку грузов, но и качественные таможенные, складские, экспедиторские и страховые услуги.
В непосредственной близости друг от друга находятся железнодорожные и автомобильные терминалы, склады временного хранения (СВХ) и обычные склады – подобные «грузовые деревни» подойдут как для компаний, занятых экспортом и импортом, так и для внутрироссийских перевозок. Рядом с некоторыми из них располагаются аэропорты. Но настоящим прорывом для отечественной логистики стала возможность «Грузовой деревни» обслуживать танк-контейнеры. Раньше подобный сервис в нашей стране предоставляли только порты.

«Грузовые деревни» – пример государственно-частного партнерства. В проект инвестирует частная компания, государство же занимается лишь подводом необходимой инфраструктуры и обустройством таможенного поста.
С приходом экономических трудностей идеи ТЛТ И ТЛЦ не потеряли актуальности: за годы кризисов в стране открылось множество новых «грузовых деревень».
Изначально предполагалось, что подобные терминалы будут располагаться в непосредственной близости от таможенной границы и прилегать к существующим транспортным артериям. Согласно той же концепции, предполагалось строительство перегрузочных комплексов на приграничных станциях и грузовых дворов.
Однако со временем выяснилось, что одним из важных условий максимального раскрытия потенциала «грузовой деревни» является наличие в непосредственной близости от нее промышленных предприятий. А вот идея того, что вокруг современной и качественной транспортной инфраструктуры появятся новые производства, которые и загрузят ТЛТ, срабатывает не всегда – так случилось с терминалом «Ворсино», расположенным в Калужской области. Ни непосредственная близость к Москве, ни наличие рядом с терминалом аэропорта Ермолино не помогли «Ворсино» заработать на полную мощность.
Концепция же ТЛЦ предполагает строительство центров по всей сети железных дорог России в ключевых транспортных узлах и пунктах сопряжения с различными видами транспорта. ТЛЦ и ТЛТ пришли на смену старым логистическим сервисам. В 2016 году Правительство РФ приняло решение закрыть грузовые дворы, расположенные в Москве. Причина – почти все они располагались в перегруженном центре столицы. Как сообщил газете «Ведомости» заммэра Москвы Максим Ликсутов, более 30% груза шли через Москву транзитом. В будущем всю логистическую нагрузку на столичный регион примут новые ТЛЦ. Это центры, построенные на базе грузовых дворов, «Северянин» и «Кунцево 2», а также новые «Люблино» и «Ховрино». Предполагается, что эти центры возьмут на себя грузовой работы до 90 млн тонн в год. Кроме ультрасовременного сервиса, новые центры имеют и циклопические размеры. К примеру, площадь «Лобни» составляет 70 га, в то время как грузовой двор, расположенный возле Комсомольской площади, занимает всего 5 га.
Пионер московских «Грузовых деревень» – ТЛЦ «Ховрино» – принял свой первый грузовой поезд еще в начале 2014 года. Сейчас центр может обрабатывать до шести поездов в сутки. Время от прибытия состава и до его отправления не займет более 8 часов. «Ховрино» принимает составы как из Европы и Азии, так и внутрироссийские грузы. В наличии мощности для подключения 36 рефрижераторных контейнеров.
Ожидается, что к 2020 году он сможет обрабатывать до 2 млн тонн грузов ежегодно. Также этой осенью должен открыться ТЛЦ «Восточный» в Ногинском районе. Он станет одним из крупнейших инфраструктурных проектов Подмосковья. Его площадь превысит 100 га, а пропускная способность на пике составит до 2 млн тонн в год. Работы по остальным ТЛЦ в Московском регионе пока приостановлены.
Сейчас по всей стране ведется активное строительство порядка 50 новых ТЛТ и ТЛЦ.

Подводя итог, можно сделать следующие краткие выводы:
∙ Российские «грузовые деревни» – современный сервис международного уровня, доступный на территории РФ.
∙ Причина успеха «грузовых деревень» заключается в высокой скорости предоставляемого сервиса и приемлемых ценах.
∙ Москва избавляется от логистических сервисов старого формата в пользу «грузовых деревень». Вероятно, в будущем ее примеру последуют и другие российские мегаполисы.

 

Гасанова Альбина, исполнительный директор логистической компании и таможенного представителя «ВР ЛОГИСТИК».

 

«Грузовые деревни» – будущее логистической инфраструктуры России

О каком будущем Вы говорите? Читаем вот это А40-180918/15 — с убытком более 32.000.000 рублей !!!  Вы уверенно занимаете первое место в Российской Федерации по итогам 2016 года. Это Вы про такое будущее? Однако….