«ЭРА-ГЛОНАСС» – драйвер развития навигационных технологий


Аватар пользователя Анна Титова

20161305142525.png

Применение навигационно-информационных технологий в транспортном комплексе с учетом долгосрочной перспективы детализировано в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, актуализированная редакция которой утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 1032-р.

Функциональные возможности навигационно-информационных технологий позволяют решать задачи обеспеченияконтроля за состоянием транспортного комплекса и управления им, включая мониторинг транспорта, состояния маршрутной сети, дорожной ситуации, транспортной работы; задачи управления в условиях нештатных ситуаций, включая мониторинг возникновения подобных ситуаций и координацию деятельности по реагированию на них; а также задачу моделирования и прогнозирования транспортной ситуации.

В целях снижения тяжести последствий ДТП и обеспечения внедрения навигационно-информационных технологий в Российской Федерации разработана система экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС». Разработка системы осуществлялась в рамках проекта, одобренного Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России (пункт 1 протокола заседания Комиссии от 28 октября 2009 г. № 5).

Навигационно-информационные технологии могут использоваться различными категориями пользователей, в которые входят в том числе транспортные предприятия и государственные органы.
В интересах транспортных предприятий для решения задач обеспечения безопасности дорожного движения на основе навигационно-информационных технологий могут быть созданы системы мониторинга транспорта; системы управления, диспетчеризации, обеспечения безопасности и видеонаблюдения на транспорте; онлайн-системы тахографического контроля (контроль режима труда и отдыха водителей); системы среднеточной и высокоточной навигации и др.
В интересах государственных органов, осуществляющих управление в транспортном комплексе и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения, организации дорожного движения, рассматриваемые технологии используются для создания систем контроля перевозок опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов; систем управления силами и средствами МВД России, МЧС России и Минздрава России; региональных навигационно-информационных систем; интеллектуальных транспортных систем городов и транспортных коридоров.

При этом применение информационно-навигационных технологий позволит решить задачи в области обеспечения безопасности дорожного движения, включающие техническую поддержку безопасной эксплуатации автомобиля; сокращение негативных последствий ДТП (освобождение дорог); экстренное реагирование при авариях и предупреждение об опасности на дороге; взаимодействие с системой-112, АПК «Безопасный город», а также другими информационными системами по обмену данными о ДТП и результатах реагирования на происшествие.

Информация о дорожно-транспортных и иных происшествиях из системы «ЭРА-ГЛОНАСС» передается в экстренные оперативные службы для реагирования на происшествия на всей территории Российской Федерации. С 1 января 2016 г. по настоящее время в системе «ЭРА-ГЛОНАСС» поступило и обработано более 25 000 экстренных вызовов (в среднем поступает 200 вызовов в сутки). Истинными признаны 26 экстренных вызовов.

Президентом Российской Федерации на заседании Государственного совета Российской Федерации по вопросам безопасности дорожного движения в Ярославле 14 марта 2016 г. отмечена значимость вопроса, связанного с развитием системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и обеспечением оснащения транспортных средств терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС».

Предусмотренное поручениями Президента Российской Федерации применение составных частей системы «ЭРА-ГЛОНАСС» при условии использования ключевых преимуществ терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС» обеспечит развитие рынка навигационных технологий ГЛОНАСС и других высокотехнологичных продуктов, позволит расширить применение навигационно-информационных технологий в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Производители оборудования должны бороться против призывов о переносе срока обязательного оснащения терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС» всех типов выпускаемых в РФ автомобилей на 2018 год и заявил, чтоАО «ГЛОНАСС» открыто предложениям по сотрудничеству для всех партнеров, чтобы совместно развивать систему «ЭРА-ГЛОНАСС», создавая новые сервисы на базе ее инфраструктуры.

Справка 1:
Проект «ЭРА-ГЛОНАСС» направлен на снижение тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий и иных происшествий за счет сокращения времени передачи информации о ДТП или ином происшествии в экстренные оперативные службы и повышения оперативности оказания первой помощи пострадавшим.
Отношения, связанные с использованием системы «ЭРА-ГЛОНАСС» урегулированы Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 395-ФЗ «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС».
Технологическая инфраструктура системы «ЭРА-ГЛОНАСС» развернута на территории 85 субъектов Российской Федерации и включает:
· 1 федеральный навигационно-информационный центр (г. Москва);
· 8 региональных навигационно-информационных центров (гг. Санкт-Петербург, Уфа, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Новосибирск, Хабаровск, Симферополь);
· 73 региональных коммутационных узла.
На основании директивы Правительства Российской Федерации от 27 мая 2015 г. № 3247п-П13 и распоряжения Росимущества от 3 июня 2015 г. № 366-р создано акционерное общество «ГЛОНАСС» – оператор системы «ЭРА-ГЛОНАСС».

Справка 2:
В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) осуществляется поэтапное оснащение транспортных средств устройствами (системами) вызова экстренных оперативных служб (далее – терминал «ЭРА-ГЛОНАСС»).
Действующей редакцией технического регламента предусмотрено, что оснащению терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС» подлежат:
 — с 1 января 2015 г. – транспортные средства, впервые получающие одобрение типа;
 — с 1 января 2016 г. – все выпускаемые в обращение транспортные средства, используемые для коммерческой перевозки пассажиров, специально предназначенные для перевозки детей и перевозки опасных грузов, твердых бытовых отходов и мусора;
 — с 1 января 2017 г. – все выпускаемые в обращение транспортные средства категорий М и N.
 

Из доклада генерального директора АО «ГЛОНАСС» Андрея Недосекова на конференции «НАВИТОРИНГ-2016»