Cостояние рынка экспресс-доставки в России


Аватар пользователя Лев Валентинович

Сегодня логистический сектор переживает не лучшие времена, однако такая ситуация спровоцирована не только экономическим кризисом, но и пагубным влиянием «серых» игроков. Такие компании не платят налоги, поэтому у них есть возможность предложить клиенту полный пакет услуг за смешные деньги, что подрывает здоровую конкуренцию. Сегодня больше шансов победить имеет не тот, у кого сервис лучше, а тот, у кого цена ниже. Однако те, кто сотрудничает с «нелегалами» буквально ходят по острию ножа: они рискуют не только получить некачественное обслуживание, но и «в один прекрасный день проснуться без партнера, посылок и денег».

Положение начало ухудшаться в 2014 году, когда кризисом еще и не пахло. Тогда уровень экономики в России был выше, росла электронная коммерция, а также спрос на курьерские услуги. В это время появилось множество небольших компаний, которые хотели заработать в быстро развивающемся секторе. В итоге предложение превысило спрос, из-за чего начались проблемы. Рынок курьерской доставки стал рынком клиента, причем Клиента с большой буквы. Все запросы должны реализовываться по ценам, позволяющим в лучшем случае балансировать на уровне безубыточности. Ситуация характерная вообще для рынка логистики, а не только курьерской доставки.

Демпинговые тарифы и «серые» курьерские службы заставляют рынок диверсифицироваться. Поэтому во время кризиса нужно искать иновационные схемы ведения бизнеса. Крупный бизнес хорош на магистрали, легко выполняет международные доставки, но очень плохо ладит с последней милей, экспресс-­доставка – Ахиллесова пята любого магазина, e­commerce и логиста. У большинства компаний, занижающих стоимость услуг, страдает качество, поэтому клиент не может получить максимум за минимальные деньги. А те, кто демпингует, работая себе в убыток, ставят под удар своих. 

В зоне риска находятся те курьерские службы, которые не успели набрать определенную массу заказов. Именно такие компании обычно снижают цену, балансируя на грани себестоимости. У них есть выбор: выделить профильное направление деятельности или влиться в структуру, увеличивая объёмы и снижая операционные расходы. Интернет-магазины, находящиеся «по ту сторону баррикад» тоже трезво осознают риски, и даже несмотря на кризис и снижение объемов, по-прежнему многие не готовы ставить под удар бизнес, пытаясь незначительно сократить издержки на доставке.

Чего нам ждать в будущем?

Бизнесу необходимо сократить затраты, а также дать клиенту возможность совершить ошибку, поскольку в конечном счете некачественный сервис заставит его сделать выбор в пользу профессионального обслуживания. У тех служб доставки, которые ещё не набрали должных объемов отправлений, есть только два выхода: можно выделять профильное направление деятельности, нишеваться, а можно вливаться в структуру, увеличивая объёмы и снижая операционные расходы. В любом случае – пришло время действовать точечно и зачастую жестко для роста или сохранения бизнеса».

Сейчас средние и крупные интернет-магазины, которые увидели влияние качества доставки на количество возвратов и повторных покупок, при выборе подрядчика смотрят не только на цену, поэтому появляются возможности для роста.

Этим экспресс-доставка похожа на такси, она тоже претерпевает фазовый переход. Классические курьерские службы с постоянным штатом курьеров, как и традиционные таксопарки, теряют позиции: не справляются с пиками, несут высокие издержки в низкий сезон. Им на смену приходят IT-операторы — такси-сервисы без таксопарков (Uber, «Максим», «Яндекс.Такси») и сервисы экспресс-доставки без штата курьеров («Достависта», UberRUSH, MoscowFresh, Amazon Flex).

Ритейлеры понимают, какие результаты может принести сотрудничество с недобросовестными курьерскими службами: потерю покупателя для повторных продаж или его уход к конкуренту. 

Логистика для интернет-магазинов все еще остро нуждается в ускорении темпов развития с тем, чтобы догнать рынок e-commerce. В ближайшее время текущая пестрота и экзотические опции в списке сервисов провайдеров логистических услуг, отсутствие единых стандартов уйдут в прошлое. Бизнес, стремление не просто работать, но и зарабатывать, расставит все по своим местам». 

Для того, чтобы рынок экспресс-доставки восстановился, все должны оказаться в равных условиях, но для этого нужно время. Мелкие компании не смогут демпинговать до бесконечности и будут разоряться, что уже происходит, за ними начнут «сыпаться» средние. Те, кто не вольются в большие структуры, рано или поздно закончат свое существование. До остальных доберется налоговая…

Источник