Грузооборот портов Петербурга и Ленинградской области пока в плюсе


Аватар пользователя Анна Титова

Сокращение потребительской активности и девальвация рубля определяли структуру грузооборота портов Петербурга и Ленобласти в 2015 г.: импорт контейнеров (порядка 90% в структуре всего импорта) упал почти вдвое, экспорт сырьевых товаров вырос примерно на 5%.

20160806223710.jpg

Импорт составляет 15–20% от общего грузооборота портов, поэтому общие показатели перевалки по итогам года оказались положительными: порты Петербурга и Ленобласти в 2015 г. перевалили 218 млн т грузов, что на 3% больше, чем в прошлом году, сказано в материалах ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря». Оборот вырос в Приморске (на 11%) и Усть-Луге (на 16%). В порту Санкт-Петербург, где сосредоточено до 95% от всего контейнерооборота города и области, он упал на 16%, в порту Выборг – на 8%. За первые четыре месяца 2016 г. объем перевалки в портах вырос на 2% за счет оборота наливных грузов в Усть-Луге (рост на 6,4%) и Приморске (+7,6%). Грузооборот в порту Санкт-Петербург упал на 8%. По оценке Infranews, доля наливных грузов и минеральных удобрений в структуре экспорта портов составляет более 70%.

20160806224132.jpeg

В ОАО «Морской торговый порт Усть-Луга» в 2015 г. импорт новых машин упал в 10 раз, вырос экспорт металлов и металлопродукции. ОАО «Морской торговый порт Усть-Луга» сообщает, что экспорт в порту также вырос за счет новых грузов, например, удобрений, которые ранее переваливались через Прибалтику. Из-за загруженности путей Новороссийска экспортеры вынуждены были отправлять свои грузы в порт Усть-Луга, даже если их конечное назначение – Средиземноморье, даже было несколько партий на Турцию.

20160806223817.jpg

Рост экспорта продолжился и в I квартале 2016 г., говорят участники рынка. В Global Ports (владеет терминалами в портах СЗФО) экспорт за первые четыре месяца 2016 г. вырос за счет пиломатериалов, химии и удобрений, бумага и целлюлоза, наоборот, показали некоторое снижение, сообщила представитель группы. По ее словам, в первые месяцы года доля дорогостоящих потребительских товаров снизилась, доля продуктового импорта – фруктов, овощей, мяса и мясопродуктов – росла; в апреле произошло замедление этих процессов, но в целом тренд сохраняется.

В ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит в UCL Holding Владимира Лисина) перевалка черных и цветных металлов – основного груза компании – выросла на 8% до 0,6 млн т и на 1,7% до 0,4 млн т соответственно из-за увеличения экспортных отгрузок стали и алюминия, говорит представитель холдинга. В целом грузооборот МП СПб упал на 13% из-за снижения обработки металлолома и минеральных удобрений, добавляет он. Падение грузооборота в сегменте металлолома в холдинге связывают со снижением закупочных цен на Ближнем Востоке и увеличением цен на российском рынке, в сегменте минудобрений – с перераспределением грузопотока в другие порты.

20160806223641.jpg

В группе «Балтика транс» за I квартал 2016 г. импорт в сегменте «фрукты-овощи» вырос более чем на 40%. «Балтика транс» объясняет это ростом грузопотока ритейлеров через порт Санкт-Петербург. Кроме того, увеличились поставки из Эквадора, Марокко, Сербии и Азербайджана, упали из Турции (почти на 75%), Израиля и Египта.

В 2016 г. экспорт продолжает расти из-за дешевого рубля, импорт перестал падать и остается на уровне прошлого года, сообщает Infranews, - рост экспортных отгрузок до конца года составит не более 10%, импорт может вырасти на 1–2% за счет низкой базы.

В порту Санкт-Петербург перераспределяется грузопоток среди терминалов. Самый значительный рост среди терминалов порта за I квартал 2016 г. показало ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (КТСП, входит в UCL Holding): его грузооборот вырос на 98,6% до 146 200 TEU. Оборот Первого контейнерного терминала (ПКТ, входит в группу Global Ports) упал за три месяца на 23%, «Петролеспорта» (входит в Global Ports) – на 39%, отмечает Infranews.

20160806223618.jpg

ПКТ впервые уступил лидерство в порту с 1997 г., в 2016 г. лидером стал КТСП. Участники рынка говорят, что обработка контейнеров в КТСП стоит дешевле при сопоставимом качестве. По данным Infranews, выручка за проход одного TEU по терминалам Global Ports составляла в 2015 г. в пределах $230, в КТСП – $180–185.

 

(С) Ведомости